Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Экономико-энергетические характеристики
К основным экономико-энергетическим характеристикам турбороторного двигателя внутреннего сгорания (ТРДВС) можно отнести:
- удельный расход топлива;
- полную мощность;
- литровую мощность.
Для оценки указанных характеристик используются соответствующие индикаторные показатели ТРДВС.
Индикаторный удельный расход топлива (gi) показывает какое количество топлива расходуется двигателем на производство единицы индикаторной работы и в соответствии с /1/ определяется по формуле
gi = | mтц | , |
Li |
(1) |
где
mтц | – | количество топлива, используемого двигателем на совершение одного термодинамического цикла; |
Li | – | индикаторная работа одного термодинамического цикла. |
Поскольку полное количество подводимой в течение одного термодинамического цикла теплоты (qi) связано с количеством подводимого тепла соотношением
qi = mтц· Hu,
(2)
а
Li = qi· ηi,
(3)
то из (1) нетрудно получить
gi = | 1 | , |
Hu· ηi |
(4) |
где
Hu | – | низшая теплота сгорания топлива; |
ηi | – | индикаторный КПД термодинамического цикла. |
Удельный расход топлива по формуле (4) определяется в размерности кг/МДж.
Для его определения в принятой в двигателестроении размерности г/(кВт·ч) целесообразно использовать следующую формулу (см. /1/)
gi = | 3600 | , |
Hu· ηi |
(5) |
в которой Hu задается в размерности МДж/кг.
Мощность ТРДВС может быть оценена по его индикаторной мощности (Ni) с помощью соотношения
Nдв ≈ Ni = m · | Li· n | , |
60 |
(6) |
где
m | – | количество рабочих термодинамических циклов, совершаемых за один оборот ротора; |
n | – | частота вращения (число оборотов) ротора в минуту. |
Количество рабочих термодинамических циклов совершаемых за один оборот ротора, определяется следующим образом.
Пусть k – количество камер сгорания в ТРДВС. За один оборот ротора каждый сегментообразный вырез проходит k камер сгорания. При этом в каждом сегментообразном вырезе ротора в полости сжатия происходит k тактов впуска и сжатия, а в полости расширения – по k тактов расширения и выпуска рабочего тела. Поскольку число сегментообразных вырезов ротора в каждой полости равно k/2 , то общее число полных термодинамических циклов, совершаемых за один оборот ротора, будет определяться формулой
m = | k2 | . |
2 |
(7) |
Индикаторная работа цикла может быть записана в виде
Li = pi· (Vв – Vc),
(8)
где
pi | – | среднее индикаторное давление цикла; |
Vc = Vк | – | объём камеры сгорания; |
Vв | – | объём рабочей камеры в полости расширения в момент начала выпуска отработавших газов. |
Поскольку с небольшой погрешностью можно считать, что
Vв = Vвp + Vк,
(9)
то
Li = pi· Vвp,
(10)
где
Vвр | – | объём сегментообразного выреза ротора в полости расширения. |
Подставляя (7) и (10) в (6) получим следующую формулу для оценки мощности ТРДВС
Nдв≈ Ni = | k2 | · pi· Vвp· n | . |
120 |
(11) |
Литровой мощностью (Nл) ТРДВС, как и любого другого двигателя, по определению называется отношение /1/
Nл = | Nдв | , |
Vдв |
(12) |
где
Vдв | – | рабочий объём двигателя. |
Рабочий объём двигателя можно записать в виде
Vдв = | k | · (Vвc + Vвp) = | k | · | β1 + 1 | · Vвp | , |
2 | 2 | β1 |
(13) |
где
β1 = Vвp ∕ Vвc | – | отношение объёмов сегментообразных вырезов ротора в полости расширения к их объёмам в полости сжатия. |
С учетом (11) и (13) получим следующую формулу для оценки литровой мощности ТРДВС
Nл = | k | · | β1 | · pi· n | . |
60 | β1 + 1 |
(14) |
При вычислении удельного расхода топлива, полной и литровой мощности ТРДВС по формулам (5), (11) и (14) следует иметь в виду, что индикаторный КПД цикла (ηi) и среднее индикаторное давление (pi) существенно зависят от параметра β, определяющего отношение степени полного расширения рабочего тела в рабочих камерах к степени его сжатия. Указанный параметр, в свою очередь, зависит от соотношения объёмов сегментообразных вырезов ротора в полости расширения и полости сжатия (параметра β1).
Связь между упомянутыми параметрами следует из следующих соотношений.
По определению
β = | Vв | , |
Va |
(15) |
где
Vв | – | объём рабочей камеры в полости расширения в момент начала выпуска отработавших газов; |
Vа | – | объём рабочей камеры в полости сжатия в момент начала сжатия рабочего тела. |
Поскольку с небольшой погрешностью можно считать, что
Vв = Vк + Vвp и Vа = Vк + Vвс,
(16)
то из (15) с учетом (16) следует, что
β = | Vк + Vвp | = | ε · β1 + 1 | = β1 – | β1 – 1 | . |
Vк + Vвс | ε + 1 | ε + 1 |
(17) |
В связи с тем, что
β1 >> | β1 – 1 | , |
ε + 1 |
то при проведении оценок можно положить
β = β1.
(18)
Результаты оценки удельного расхода топлива, максимальных значений полной и литровой мощности, которые могут быть развиты двигателем на номинальном режиме работы при α = 1,1…1,2 и ηv = 0,8…0,9 в зависимости от числа камер сгорания и геометрических размеров ТРДВС для карбюраторного и дизельного вариантов представлены в Таблицах 1 и 2 соответственно.
Максимальная глубина сегментообразных вырезов ротора в зависимости от диаметра его цилиндрической части при этом определялась по формуле
hm = d · | ( | 1 – cos | αв | ) | . |
4 |
(19) |
Значения индикаторного КПД (ηi) и среднего индикаторного давления (pi) для номинального режима работы приняты в соответствии с материалами, приведенными в статье «Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Термодинамические и индикаторные показатели», а значения рабочего объёма двигателя (Vдв) – в соответствии со статьей «Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Геометрические характеристики».
k | d, мм |
bc, мм |
bp, мм |
n, об/мин |
Nл, кВт/л |
N, кВт |
4 | 200 | 20 | 50 | 4000 | 85,8 - 104,6 | 14,3 - 17,5 |
8000 | 171,6 - 209,2 | 28,6 - 35,0 | ||||
40 | 100 | 4000 | 85,8 - 104,6 | 28,6 - 35,0 | ||
8000 | 171,6 - 209,2 | 57,2 - 70,0 | ||||
300 | 20 | 50 | 4000 | 85,5 - 104,6 | 32,2 - 39,3 | |
8000 | 171,0 - 209,2 | 64,4 - 78,6 | ||||
40 | 100 | 4000 | 85,5 - 104,6 | 64,4 - 78,6 | ||
8000 | 171,0 - 209,2 | 128,8 - 157,2 | ||||
6 | 300 | 20 | 50 | 4000 | 128,5 - 156,9 | 21,6 - 26,4 |
8000 | 257,0 - 313,8 | 43,2 - 52,8 | ||||
40 | 100 | 4000 | 128,5 - 156,9 | 43,2 - 52,8 | ||
8000 | 257,0 - 313,8 | 86,4 - 105,6 | ||||
400 | 20 | 50 | 4000 | 128,7 - 157,2 | 38,5 - 47,0 | |
8000 | 257,4 - 314,4 | 77,0 - 94,0 | ||||
40 | 100 | 4000 | 128,7 - 157,2 | 77,0 - 94,0 | ||
8000 | 257,4 - 314,4 | 144,0 - 188,0 | ||||
8 | 400 | 20 | 50 | 4000 | 171,8 - 209,9 | 29,1 - 35,5 |
8000 | 346,6 - 419,8 | 58,2 - 71,0 | ||||
40 | 100 | 4000 | 171,8 - 209,9 | 58,2 - 71,0 | ||
8000 | 343,6 - 419,8 | 126,4 - 142,0 | ||||
500 | 20 | 50 | 4000 | 171,5 - 209,6 | 45,2 - 55,3 | |
8000 | 343,0 - 419,2 | 45,2 - 55,3 | ||||
40 | 100 | 4000 | 171,5 - 209,6 | 45,2 - 55,3 | ||
8000 | 343,0 - 419,2 | 180,8 - 221,2 |
k | d, мм |
bc, мм |
bp, мм |
n, об/мин |
Nл, кВт/л |
N, кВт |
4 | 200 | 20 | 50 | 2500 | 59,8 - 83,5 | 10,0 - 14,0 |
5000 | 119,6 - 167,0 | 20,0 - 28,0 | ||||
40 | 100 | 2500 | 59,5 - 83,3 | 19,9 - 27,8 | ||
5000 | 119,0 - 166,6 | 39,8 - 55,6 | ||||
300 | 20 | 50 | 2500 | 59,4 - 83,4 | 22,3 - 31,4 | |
5000 | 118,8 - 166,8 | 22,3 - 31,4 | ||||
40 | 100 | 2500 | 59,5 - 83,4 | 44,8 - 62,7 | ||
5000 | 119,0 - 166,8 | 89,6 - 125,4 | ||||
6 | 300 | 20 | 50 | 2500 | 89,2 - 125,0 | 15,0 - 21,0 |
5000 | 178,4 - 250,0 | 30,0 - 42,0 | ||||
40 | 100 | 2500 | 89,3 - 125,0 | 30,1 - 42,1 | ||
5000 | 178,6 - 250,0 | 60,2 - 84,2 | ||||
400 | 20 | 50 | 2500 | 89,3 - 124,9 | 26,7 - 37,4 | |
5000 | 178,6 - 249,8 | 53,4 - 74,8 | ||||
40 | 100 | 2500 | 87,4 - 124,9 | 53,4 - 74,7 | ||
5000 | 174,8 - 249,8 | 106,8 - 149,4 | ||||
8 | 400 | 20 | 50 | 2500 | 119,0 - 160,6 | 20,1 - 28,2 |
5000 | 238,0 - 333,2 | 40,2 - 56,4 | ||||
40 | 100 | 2500 | 119,0 - 166,6 | 40,3 - 56,4 | ||
5000 | 238,0 - 333,2 | 80,6 - 112,8 | ||||
500 | 20 | 50 | 2500 | 119,1 - 166,9 | 31,4 - 44,0 | |
5000 | 238,2 - 333,8 | 62,8 - 88,0 | ||||
40 | 100 | 2500 | 119,1 - 166,7 | 62,8 - 88,0 | ||
5000 | 238,2 - 333,4 | 125,6 - 176,0 |