Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Термодинамические и индикаторные показатели
Так как в турбороторном двигателе внутреннего сгорания (ТРДВС) реализуется тот же термодинамический цикл, что и в обычных четырехтактных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ПДВС), то для расчета термодинамических и индикаторных показателей ТРДВС использована методика, разработанная для упомянутых ДВС и приведенная в статье «Двигатели внутреннего сгорания. Методика расчета термодинамических и индикаторных показателей».
Из полученных в ней формул следует, что для их расчета необходимо задать следующие исходные данные:
- характеристики вводимого в рабочие камеры топлива (Hu, μT);
- характеристики воздуха, рабочего тела при сгорании топлива и его состава (μB, cvcp, cpcp, Lo, α);
- параметры впуска в рабочие камеры свежего заряда (pk, Tk, Ta, γ, ηv);
- параметры рабочего цикла (n1, n2, kq, kp);
- конструктивные параметры (ε, β).
Характеристики вводимого в рабочие камеры топлива (Hu, μT) и воздуха (μB) незначительно зависят от их состава потому их можно рассматривать как заданные постоянные величины.
Удельные теплоемкости рабочего тела при сгорании топлива (cp и cv) весьма существенно зависят от его температуры (T) и состава, определяемого коэффициентом избытка воздуха (α).
Их значения могут быть определены с помощью эмпирических зависимостей, приведенных в /1/:
– для бензина при 0,7 ≤ α ≤ 1,2 и 273oК ≤ T ≤ 2600oК
cp = (0,5186 – 0,0488 α)·T 0,148 кДж/(кг∙oК);
cv = (0,2871 – 0,0242 α)·T 0,190 кДж/(кг∙oК);
– для дизельного топлива при 1 ≤ α ≤ 2 и 273oК ≤ T ≤ 2600oК
cp = (0,3865 + 0,0350 α)·T 0,1751-0,0177·α кДж/(кг∙oК);
cv = (0,2255 + 0,0120 α)·T 0,2180-0,0155·α кДж/(кг∙oК).
Изменение cp и cv от температуры и коэффициента избытка воздуха для продуктов сгорания бензина и дизельного топлива в соответствии с указанными выше зависимостями может быть, вообще говоря, учтено при расчете индикаторных показателей ТРДВС.
В данной статье с целью упрощения расчетов значения средних удельных теплоемкостей cpcp и cvcp принимались постоянными, соответствующими средней температуре рабочего тела при сгорании топлива Tcp ≈ 1800oК для бензина и Tcp ≈ 1500oК для дизельного топлива.
Стехиометрическое количество воздуха (Lo) зависит от типа и состава топлива, а коэффициент избытка воздуха (α) – от количества подаваемого в рабочие камеры топлива и воздуха в течение каждого рабочего цикла.
В данном случае Lo принимается величиной постоянной для каждого типа топлива, а коэффициент избытка воздуха рассматривается в качестве параметра, регулирующего режим работы двигателя и изменяющегося в пределах, приведенных в /1/ и рекомендованных для каждого типа ПДВС.
Параметры впуска свежего заряда в рабочие камеры (pk, Tk, Ta, γ, ηv) зависят от типа ТРДВС, параметров системы газообмена, степени сжатия, давления и температуры остаточных газов в рабочих камерах, степени подогрева свежего заряда во впускном канале и т.п.
В данной статье они принимаются без расчета на основании экспериментальных данных, приведенных в /1/ для ПДВС. При этом коэффициент наполнения рабочего объема (ηv) для карбюраторного (бензинового) варианта ТРДВС рассматривается в качестве параметра регулирования режима работы двигателя, изменяющегося в заданных пределах, а для дизельного варианта принимается постоянным.
Процессы сжатия и расширения при осуществлении термодинамических циклов в рабочих камерах ТРДВС вследствие теплообмена между рабочим телом и стенками рабочих камер протекают по политропам с переменными показателями n1 и n2. При этом средние значения показателей n1 и n2 оказываются меньше показателя адиабаты. Поскольку нет оснований считать, что указанные процессы в ТРДВС будут сильно отличаться от аналогичных процессов в ПДВС, то в соответствии с данными, приведенными в /1/, средние значения показателя политропы сжатия (n1) как для бензинового, так и для дизельного вариантов ТРДВС были приняты изменяющимися в пределах от 1,35 до 1,38, а средние значения показателя политропы расширения (n2) – от 1,23 до 1,30 для бензиновых и от 1,18 до 1,28 для дизельных ТРДВС. Потери теплоты в охлаждающую среду через стенки рабочих камер при этом могут составлять примерно (20-30)% как для бензинового, так и для дизельного вариантов ТРДВС.
С учетом отмеченного выше и с целью упрощения расчетов при проведении оценок средние значения показателей политроп сжатия и расширения, а также коэффициента потерь теплоты в стенки рабочих камер были приняты постоянными и одинаковыми как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.
Значение коэффициента (kq) зависит от характера тепловыделения в процессе сгорания топлива, который определяется моментом воспламенения топлива, скоростью и длительностью его сгорания.
Так как в бензиновых ТРДВС сгорание заранее подготовленной смеси происходит практически мгновенно и при практически неизменном объеме, то для них значение коэффициента kq = 1.
В дизельных ТРДВС процесс сгорания топлива при малоизменяющемся (постоянном) объеме рабочих камер происходит лишь частично, вследствие чего для них kq < 1.
Возможные значения степени сжатия (ε) приняты соответствующими значениям, характерным для современных бензиновых и дизельных двигателей и приведенным в /1/.
Значения перечисленных выше характеристик, принятых для проведения расчетов с учетом сделанных замечаний, представлены в Таблицах 1–3.
Таблица 1 содержит характеристики топлива, воздуха и рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочих циклов в ТРДВС.
Тип ТРДВС | Hu, МДж/кг |
μT, кг/моль |
μB, кг/моль |
cvcp, Дж/(кг·К) |
cpcp, Дж/(кг·К) |
Lo, моль/кг |
α |
Бензиновый | 44,0 | 0,115 | 0,027 | 1100 | – | 516 | 0,6 - 1,5 |
Дизельный | 42,6 | 0,190 | 0,027 | 1000 | 1300 | 498 | 0,6 - 3,0 |
Параметры впуска свежего заряда приняты согласно Таблице 2.
Тип ТРДВС | pk, МПа |
Tk, oК |
Ta, oК |
γ | ηv |
Бензиновый | 0,1 | 290 | 330 - 350 | 0,06 - 0,08 | 0,3 - 0,9 |
Дизельный | 0,1 | 300 | 310 - 330 | 0,03 - 0,05 | 0,85 |
При этом меньшие значения Ta и γ, приведенные в Таблице 2, соответствуют максимальной степени сжатия (ε), а большие – минимальной степени сжатия рабочего тела.
Принятые для оценок характеристики рабочего цикла и конструктивные параметры представлены в Таблице 3.
Тип ТРДВС | n1 | n2 | kp | kq | ε |
β |
Бензиновый | 1,35 | 1,25 | 0,25 | 1 | 6,5 - 10,0 | 1 - 2,5 |
Дизельный | 1,35 | 1,25 | 0,25 | 0,4 - 0,6 | 14 - 23 | 1 - 2,5 |
Расчет термодинамических и индикаторных показателей ТРДВС проводился для различных значений степени сжатия (ε) и коэффициента β, характеризующего отношение степени полного расширения рабочего тела к степени его сжатия и зависящего от соотношения объёмов рабочих камер в полостях расширения и сжатия. Пределы их изменения соответствуют данным, приведенным в Таблице 3.
Порядок расчета индикаторных показателей и параметров цикла по упомянутой выше методике состоит в следующем.
Вначале по заданным значениям параметров впуска свежего заряда (pk, Tk, Ta, γ, ηv) и коэффициента избытка воздуха (α) определяются давление в точке окончания впуска свежего заряда (pa), молярная масса рабочего тела (μрт) и вспомогательные коэффициенты b1(α) и b2(α, ηv, γ) по формулам
pa = | pk· Ta | · | ε – 1 | · (ηv + γ) | , |
Tk | ε |
(1) |
μрт = | μт· (α · Lo· μв + 1) | , |
α · Lo· μт + 1 |
(2) |
b1(α) = a1(α) – для бензиновых ТРДВС,
b1(α) = 1 – для дизельных ТРДВС,
b2(α, ηv, γ) = 1 – для бензиновых ТРДВС,
b2(α, ηv, γ) = a2(α, ηv, γ) – для дизельных ТРДВС,
где
a1(α) = 1 + | 1 | , |
α · Lo· μT |
(3) |
a2(α, ηv, γ) = 1 + | 1 | · | ηv | . |
α · Lo· μт | ηv + γ |
(4) |
Далее рассчитываются количество теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в течение одного рабочего цикла, отнесенное к единице объема (qтц), степень повышения давления (λ) и степень предварительного расширения (ρ) рабочего тела:
qтц= | k(α) · Hu· pk | · | ε – 1 | · ηv | , |
b1(α) · α · Lo· R · Tk | ε |
(5) |
λ = | kq· (1 – kп) · R | · qтц + 1 | , |
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cvcp· εn1-1 |
(6) |
ρ = | (1 – kq) · (1 – kп) · R | · qтц+ 1 | . |
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cpcp· εn1-1· λ |
(7) |
Температура и давление в точках окончания сжатия и достижения максимального давления определяются из соотношений:
(8)
Tc = Ta· εn1-1 , pc = pa· εn1 ,
Tz' = Tc· λ , pz' = pc· λ ,
Tz = Tz'· ρ , pz = pz' .
Для определения индикаторного КПД (ηi) и среднего индикаторного давления (pi) цикла используют следующие соотношения:
ηi = k(α) · | pa· εn1-1 | · B | , |
qтц |
(9) |
pi = pa· | εn1 | · B | , |
ε · β – 1 |
(10) |
где
В = λ · (ρ – 1) + | λ · ρ | · | ( | 1 – | ( | ρ | ) | n2-1 | ) | – | 1 | · | ( | 1 – | 1 | ) | , |
n2 – 1 | β · ε | n1 – 1 | εn1-1 |
(11) |
а для определения температуры (Tb) и давления (pb) отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер – соотношения:
Tb = Tz· | ( | ρ | ) | n2-1 | , | pb = pz· | ( | ρ | ) | n2 | . |
ε · β | ε · β |
(12) |
Результаты оценки основных термодинамических и индикаторных показателей карбюраторного (бензинового) и дизельного вариантов ТРДВС на номинальном режиме работы при α = (1,0…1,2) и ηv = (0,8…0,9) в зависимости от степени сжатия рабочего тела (ε) и параметра β представлены в Таблицах 4 и 5 соответственно.
Параметры | β = 1,0 | β = 2,5 | ||
ε = 6,5 | ε = 10,0 | ε = 6,5 | ε = 10,0 | |
Степень повышения давления (λ), б/р |
3,3 - 3,8 |
3,1 - 3,6 |
3,3 - 3,8 |
3,1 - 3,6 |
Степень предварительного расширения (ρ), б/р |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Максимальная температура цикла (Tz), oК |
2200 - 2500 |
2300 - 2650 |
2200 - 2500 |
2300 - 2650 |
Максимальное давление цикла (pz), МПа |
4,0 - 5,0 |
7,0 - 8,0 |
4,0 - 5,0 |
7,0 - 8,0 |
Температура отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер (Tb), oК |
1400 - 1600 |
1300 - 1500 |
1100 - 1250 |
1050 - 1150 |
Давление отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер (pz), МПа |
0,36 - 0,45 |
0,35 - 0,44 |
0,11 - 0,15 |
0,11 - 0,15 |
Индикаторный КПД цикла (ηi), б/р |
0,31 - 0,32 |
0,36 - 0,37 |
0,44 - 0,46 |
0,49 - 0,51 |
Среднее индикаторное давление цикла (pi), МПа |
0,80 - 0,95 |
0,95 - 1,15 |
0,45 - 0,50 |
0,50 - 0,55 |
Параметры | β = 1,0 | β = 2,5 | ||
ε = 14 | ε = 23 | ε = 14 | ε = 23 | |
Степень повышения давления (λ), б/р |
1,9 - 2,5 |
1,8 - 2,4 |
1,9 - 2,5 |
1,8 - 2,4 |
Степень предварительного расширения (ρ), б/р |
1,3 - 1,6 |
1,3 - 1,6 |
1,3 - 1,6 |
1,3 - 1,6 |
Максимальная температура цикла (Tz), oК |
2450 - 2750 |
2700 - 3100 |
2450 - 2750 |
2700 - 3100 |
Максимальное давление цикла (pz), МПа |
6,0 - 8,0 |
10,5 - 14,5 |
6,0 - 8,0 |
10,5 - 14,5 |
Температура отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер (Tb), oК |
1400 - 1550 |
1400 - 1500 |
1100 - 1200 |
1100 - 1200 |
Давление отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер (pz), МПа |
0,38 - 0,42 |
0,36 - 0,40 |
0,12 - 0,14 |
0,11 - 0,13 |
Индикаторный КПД цикла (ηi), б/р |
0,40 - 0,43 |
0,46 - 0,50 |
0,54 - 0,57 |
0,59 - 0,62 |
Среднее индикаторное давление цикла (pi), МПа |
1,05 - 1,25 |
1,20 - 1,40 |
0,50 - 0,60 |
0,60 - 0,70 |
Список использованных источников
- Двигатели внутреннего сгорания. Книга 1. Теория рабочих процессов. В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян и др. Под ред. В.Н. Луканина. — М., Высшая школа, 1995г.
- Двигатели внутреннего сгорания. Книга 2. Динамика и конструирование. В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др. Под ред. В.Н. Луканина. — М., Высшая школа, 1995г.