Двигатели внутреннего сгорания. Методика расчета термодинамических и индикаторных показателей
Методика позволяет реализовать единый подход к расчету термодинамических и индикаторных показателей как бензиновых, так и дизельных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с учетом характера сгорания топлива, потерь теплоты в стенки рабочих камер и параметров осуществляемого в них термодинамического цикла.
Методика основана на использовании упрощенной индикаторной диаграммы осуществления рабочих процессов в ДВС, показанной на Рисунке 1 и построенной с учетом следующих упрощений и допущений:
- процессы, составляющие цикл, обратимы;
- процесс сжатия от точки а до точки c происходит по политропе со средним показателем n1;
- подвод теплоты к рабочему телу в процессе сгорания топлива в общем случае происходит частично при постоянном объеме (по изохоре cz') и частично при постоянном давлении (по изобаре z'z);
- процесс расширения рабочего тела от точки z до точки b (начала выпуска ОГ) происходит по политропе со средним показателем n2.
Рисунок 1.
Приведенная диаграмма позволяет рассчитать термодинамические и индикаторные показатели как при осуществлении в ДВС традиционных термодинамических циклов, так и при осуществлении в них циклов с продолженным расширением. При расчете показателей традиционных циклов следует положить Va = Vb, а для циклов с продолженным расширением - Va < Vb.
С учетом сделанных допущений температура и давление в характерных точках индикаторной диаграммы, приведенной на Рисунке 1, будут связаны соотношениями:
(1)
Tc = Ta· εn1-1 , pc = pa· εn1 ,
Tz' = Tc· λ , pz' = pc· λ ,
Tz = Tz'· ρ , pz = pz' ,
Tb = Tz· | ( | ρ | ) | n2-1 | , | pb = pz· | ( | ρ | ) | n2 | . |
ε · β | ε · β |
где:
ε = Va ∕ Vc | – | степень сжатия рабочего тела; |
λ = pz' ∕ pc | – | степень повышения давления; |
ρ = Vz ∕ Vz' | – | степень предварительного расширения; |
δ = Vb ∕ Vc | – | степень полного расширения рабочего тела; |
β = Vb ∕ Va = = δ ∕ ε |
– | отношение степени полного расширения рабочего тела к степени его сжатия. |
Степень сжатия (ε), степень полного расширения (δ) и их отношение (β) являются конструктивными параметрами, а степень повышения давления (λ) и степень предварительного расширения (ρ) зависят от характеристик и количества подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла топлива, а также характера его сгорания.
Пусть
mтц | – | масса топлива, подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла; |
L0 | – | стехиометрическое количество воздуха, необходимое для полного сгорания единицы массы топлива; |
α | – | коэффициент избытка воздуха по отношению к его стехиометрическому количеству. |
Поскольку при α ≥ 1 в рабочих камерах сгорает все подаваемое в них топливо, а при α < 1 – только его часть, пропорциональная стехиометрическому количеству воздуха, то количество теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в течение одного рабочего цикла (qтц), может быть определено из соотношений:
(2)
qтц = mтц· Hu при α ≥ 1,
qтц = α · mтц· Hu при α < 1,
где
Hu | – низшая теплота сгорания топлива. |
Если обозначить:
(3)
к(α) = 1 при α ≥ 1,
к(α) = α при α < 1,
то соотношение (2) можно записать в виде
qтц = к(α) · mтц· Hu.
(4)
Количество теплоты, сообщаемой рабочему телу после сгорания топлива и затраченной на изменение его внутренней энергии, в соответствии со сделанными выше допущениями можно определить из соотношения
qрт = q'рт + q"рт,
(5)
где
q'рт | – | количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном объёме; |
q''рт | – | количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном давлении, |
q'рт = mрт· cvcp· (Tz' – Tc),
(6)
или с учетом (1)
q'рт = mрт· cvcp· Ta· εn1-1· (λ – 1),
(7)
где
mрт | – | масса рабочего тела в рабочей камере в процессе сгорания топлива; |
cvcp | – | средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном объёме в диапазоне изменения его температуры от Тс до Тz'. |
Аналогично нетрудно получить
q"рт = mрт· cpcp· (Tz – Tz'),
(8)
или с учетом (1)
q"рт = mрт· cpcp· Ta· εn1-1· λ · (ρ – 1),
(9)
где
cpcp | – | средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении в диапазоне изменения его температуры от Тz' до Тz. |
Вследствие того, что часть выделяющейся при сгорании топлива теплоты теряется в охлаждающую среду через стенки рабочих камер, то количество теплоты, затраченное на изменение внутренней энергии рабочего тела, может быть связано с количеством теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, соотношением
qрт = (1 – кп) · qтц,
(10)
где
кп | – | коэффициент потерь теплоты в стенки рабочих камер. |
Если ввести в рассмотрение коэффициент тепловыделения (кq), характеризующий долю теплоты, сообщаемую рабочему телу при постоянном объеме (0 < кq ≤ 1), тогда
(11)
q'рт = кq· (1 – кп) · qтц,
q"рт = (1 – кq) · (1 – кп) · qтц,
откуда с учетом (4), (7) и (9) несложно получить
λ = 1 + | kq· (1 – kп) | · qтц | , |
mрт· cvcp· Ta· εn1-1 |
(12a) |
ρ = 1 + | (1 – kq) · (1 – кп) | · qтц | . |
mрт· cvcp· Ta· εn1-1· λ |
(12б) |
Масса топлива, вводимого в рабочие камеры в течение каждого рабочего цикла (mтц), и масса рабочего тела в рабочих камерах в процессе сгорания топлива (mрт) для двигателей с искровым зажиганием и дизельных двигателей в связи с разными способами подачи топлива будут определяться по-разному.
В двигателях с искровым зажиганием топливо подается в рабочие камеры в составе свежего заряда, и его количество удовлетворяет соотношению
Мсз = Мвц + Мтцк,
(13)
где
Мсз | – | количество молей свежего заряда; |
Мвц | – | количество молей воздуха в составе свежего заряда; |
Мтцк | – | количество молей топлива в составе свежего заряда. |
С учетом того, что
Мвц = α · Lo· μT· Мтцк,
(14)
где
μT | – | молярная масса топлива, |
из (13) нетрудно получить
Мсз= (α · Lo· μT + 1) · Мтцк.
(15)
Количество молей свежего заряда может быть определено по формуле:
Мсз= Мсзт· ηv,
(16)
где
Мсзт | – | теоретическое количество молей свежего заряда, которое может заполнить объем рабочей камеры при давлении и температуре, равными давлению (pk) и температуре (Tk) во впускном тракте; |
ηv | – | коэффициент наполнения рабочего объёма свежим зарядом (0 < ηv < 1). |
Теоретическое количество молей свежего заряда определяется уравнением Клапейрона-Менделеева
pk· (Va – Vc) = Мсзт· R · Tk,
(17)
откуда получим
Мсзт = | pk | · | ε – 1 | · Va | , |
R · Tk | ε |
(18) |
где
R | – | универсальная газовая постоянная; |
Va | – | объем рабочей камеры в момент окончания впуска свежего заряда; |
Vc | – | объем камеры сгорания. |
Из (15) с учетом (16) и (18) будем иметь
Мтцк = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , |
(α · Lo· μT + 1) · R · Tk | ε |
(19) |
а из того, что
mтцк = μT· Мтцк
(20)
получим
mтцк = | pk | · | ε - 1 | · ηv· Va | , |
a1(α) · α · Lo· R · Tk | ε |
(21) |
где
a1(α) = 1 + | 1 | . |
α · Lo· μT |
(22) |
Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочих циклов в двигателях с искровым зажиганием, остается постоянным в течение всего рабочего цикла и определяется соотношением
Мртк = Мсз + Мог = Мсзт· (ηv + γ),
(23)
где
Мог | – | количество молей остаточных газов в рабочих камерах; |
γ = Мог ∕ Мсзт | – | коэффициент остаточных газов. |
Из (23) с учетом (18) несложно получить
Мртк = | pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , |
R · Tk | ε |
(24) |
mртк = μрт· Мртк = | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , |
R · Tk | ε |
(25) |
где
μрт | – | молярная масса рабочего тела. |
Молярная масса рабочего тела может быть определена из следующих соотношений:
mртк = mвц + mтц + mог = μв· Мвц + μT· Мтцк + μог· Мог
(26)
и
mртк = μрт· (Мвц+ Мтцк+ Мог),
(27)
где
mвц | – | масса воздуха в составе рабочего тела; |
mог | – | масса остаточных газов в составе рабочего тела; |
μв | – | молярная масса воздуха; |
μог | – | молярная масса остаточных газов. |
Из (26) и (27) с учётом того, что количество остаточных газов в составе рабочего тела существенно меньше количества воздуха и топлива, можно получить
μрт = | μв· Мвц+ μт· Мтц+ μог· Мог | ≈ | μв· Мвц+ μт· Мтцк | , |
Мвц+ Мтцк+ Мог | Мвц+ Мтцк |
(28) |
или с учётом (14)
μрт = | μт· (α · Lo· μв + 1) | . |
α · Lo· μт + 1 |
(29) |
В дизельных двигателях топливо подается в рабочие камеры после впуска и сжатия свежего заряда и количество его молей удовлетворяет соотношению
Мсз= Мвц= α · Lo· μT· Мтцd,
(30)
откуда с учетом (16) и (18) получим
Мтцd = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , |
α · Lo· μт· R · Tk | ε |
(31) |
mтцd = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | . |
α · Lo· R · Tk | ε |
(32) |
Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочего цикла после подачи топлива в рабочие камеры дизельных двигателей, определяется суммой
Мртd= Мсз+ Мог+ Мтцd,
(33)
где
Мсз+ Мог= Мсзт· (ηv + γ).
(34)
Из (33) с учетом (31) и (34) получим
Мтцd= | pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · | ( | 1 + | 1 | · | ηv | ) | · Va | , |
R · Tk | ε | α · Lo· μт | ηv + γ |
(35) |
откуда нетрудно определить
mртd= a2(α, ηv, γ) · | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , |
R · Tk | ε |
(36) |
где
a2(α, ηv, γ) = 1 + | 1 | · | ηv | . |
α · Lo· μт | ηv + γ |
(37) |
Молярная масса рабочего тела после введения топлива в рабочие камеры дизельных двигателей определяется также, как и для двигателей с искровым зажиганием, и будет равна
μртd= | μт· (α · Lo· μв + 1) | . |
α · Lo· μт + 1 |
(38) |
Если ввести обозначения
b1(α) = a1(α) – для двигателей с искровым зажиганием;
b1(α) = 1 – для дизельных двигателей;
b2(α, ηv, γ) = 1 – для двигателей с искровым зажиганием;
b2(α, ηv, γ) = a2(α, ηv, γ) – для дизельных двигателей,
то массу топлива, вводимого в рабочие камеры, и массу рабочего тела после ведения в них топлива как для двигателей с искровым зажиганием, так и для дизельных двигателей можно определять по следующим единым формулам:
mтц= | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , |
b1(α) · α · Lo· R · Tk | ε |
(39) |
mрт= b2(α, ηv, γ) · | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , |
R · Tk | ε |
(40) |
где
μрт= | μт· (α · Lo· μв + 1) | . |
α · Lo· μт + 1 |
(41) |
В соответствии с приведенной на Рисунке 1 упрощенной индикаторной диаграммой индикаторная работа цикла будет являться суммой
Li = La-c+ Lz'-z+ Lz-b,
(42)
где
La-c | – | работа, затраченная на сжатие рабочего тела при изменении объема рабочей камеры от Va до Vc; |
Lz'-z | – | работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz' до Vz при постоянном давлении; |
Lz-b | – | работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz до Vb. |
С учетом принятых выше допущений получим
La-c= | Vc | ∫ | p · dv = – | Va | ∫ | pc· | ( | Vc | ) | n1 | · dv = – | pc· Vc | · | ( | 1 – | 1 | ) | , |
Va | Vc | V | n1 – 1 | εn1-1 |
(43) |
Lz'-z= | Vz | ∫ | p · dv = | Vz | ∫ | pz· dv = pz· (Vz – Vz') = pc· Vc· λ · (ρ – 1) | , |
Vz' | Vz' |
(44) |
(45) |
Lz-b= | Vb | ∫ | p · dv = | Vb | ∫ | pz· | ( | Vz | ) | n2 | · dv = |
Vz | Vz | V |
= | pc· Vc | · λ · ρ · | ( | 1 - | ( | ρ | ) | n2 - 1 | ) | . |
n2 – 1 | β · ε |
Подставляя (43) – (45) в (42) и учитывая, что
pc· Vc = pa· Va· εn1-1
(46)
будем иметь
Li = pa· Va· εn1-1· B,
(47)
где
В = λ · (ρ – 1) + | λ · ρ | · | ( | 1 – | ( | ρ | ) | n2-1 | ) | – | 1 | · | ( | 1 – | 1 | ) | . |
n2 – 1 | β · ε | n1 – 1 | εn1-1 |
(48) |
Давление pa на момент окончания впуска свежего заряда в рабочие камеры можно определить из уравнения Клапейрона–Менделеева
pa· Va = (Мсз+ Мог) · R · Ta,
(49)
откуда с учетом (18) получим
pa = | pk· Ta | · | ε – 1 | · (ηv + γ) | . |
Tk | ε |
(50) |
Среднее индикаторное давление через индикаторную работу цикла определяется по формуле
pi = | Li | = | Li | · | ε |
Vb – Vc | Vc | ε · β – 1 |
(51) |
или с учетом (47) по формуле:
pi = pa· | εn1 | · B | , |
ε · β – 1 |
(52) |
а индикаторный КПД цикла будет равен
ηi = | Li | = | pa· Va | · εn1-1· B | . |
mтц· Hu | mтц· Hu |
(53) |
С учётом (39), (40) и (50) формулы (4) и (12) для расчёта qтц, λ и ρ могут быть преобразованы к виду
qтц= | k(α) · Hu· pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , |
b1(α) · α · Lo· R · Tk | ε |
(54) |
λ = | kq· (1 – kп) · R | · qтц + 1 | , |
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cvcp· εn1-1· Va |
(55) |
ρ = | (1 – kq) · (1 – kп) · R | · qтц+ 1 | , |
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cpcp· εn1-1· Va |
(56) |
а формула (55) для расчёта индикаторного КПД с учётом (4) к виду
ηi = k(α) · | pa· Va | · εn1-1· B | . |
qтц |
(57) |