Двигатели внутреннего сгорания. Методика расчета термодинамических и индикаторных показателей
Методика позволяет реализовать единый подход к расчету термодинамических и индикаторных показателей как бензиновых, так и дизельных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с учетом характера сгорания топлива, потерь теплоты в стенки рабочих камер и параметров осуществляемого в них термодинамического цикла.
Методика основана на использовании упрощенной индикаторной диаграммы осуществления рабочих процессов в ДВС, показанной на Рисунке 1 и построенной с учетом следующих упрощений и допущений:
- процессы, составляющие цикл, обратимы;
- процесс сжатия от точки а до точки c происходит по политропе со средним показателем n1;
- подвод теплоты к рабочему телу в процессе сгорания топлива в общем случае происходит частично при постоянном объеме (по изохоре cz') и частично при постоянном давлении (по изобаре z'z);
- процесс расширения рабочего тела от точки z до точки b (начала выпуска ОГ) происходит по политропе со средним показателем n2.

Рисунок 1.
Приведенная диаграмма позволяет рассчитать термодинамические и индикаторные показатели как при осуществлении в ДВС традиционных термодинамических циклов, так и при осуществлении в них циклов с продолженным расширением. При расчете показателей традиционных циклов следует положить Va = Vb, а для циклов с продолженным расширением - Va < Vb.
С учетом сделанных допущений температура и давление в характерных точках индикаторной диаграммы, приведенной на Рисунке 1, будут связаны соотношениями:
(1)
Tc = Ta· εn1-1 , pc = pa· εn1 ,
Tz' = Tc· λ , pz' = pc· λ ,
Tz = Tz'· ρ , pz = pz' ,
| Tb = Tz· | ( | ρ | ) | n2-1 | , | pb = pz· | ( | ρ | ) | n2 | . | 
| ε · β | ε · β | 
где:
| ε = Va ∕ Vc | – | степень сжатия рабочего тела; | 
| λ = pz' ∕ pc | – | степень повышения давления; | 
| ρ = Vz ∕ Vz' | – | степень предварительного расширения; | 
| δ = Vb ∕ Vc | – | степень полного расширения рабочего тела; | 
| β = Vb ∕ Va = = δ ∕ ε | – | отношение степени полного расширения рабочего тела к степени его сжатия. | 
Степень сжатия (ε), степень полного расширения (δ) и их отношение (β) являются конструктивными параметрами, а степень повышения давления (λ) и степень предварительного расширения (ρ) зависят от характеристик и количества подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла топлива, а также характера его сгорания.
Пусть
| mтц | – | масса топлива, подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла; | 
| L0 | – | стехиометрическое количество воздуха, необходимое для полного сгорания единицы массы топлива; | 
| α | – | коэффициент избытка воздуха по отношению к его стехиометрическому количеству. | 
Поскольку при α ≥ 1 в рабочих камерах сгорает все подаваемое в них топливо, а при α < 1 – только его часть, пропорциональная стехиометрическому количеству воздуха, то количество теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в течение одного рабочего цикла (qтц), может быть определено из соотношений:
(2)
qтц = mтц· Hu при α ≥ 1,
qтц = α · mтц· Hu при α < 1,
где
| Hu | – низшая теплота сгорания топлива. | 
Если обозначить:
(3)
к(α) = 1 при α ≥ 1,
к(α) = α при α < 1,
то соотношение (2) можно записать в виде
qтц = к(α) · mтц· Hu.
(4)
Количество теплоты, сообщаемой рабочему телу после сгорания топлива и затраченной на изменение его внутренней энергии, в соответствии со сделанными выше допущениями можно определить из соотношения
qрт = q'рт + q"рт,
(5)
где
| q'рт | – | количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном объёме; | 
| q''рт | – | количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном давлении, | 
q'рт = mрт· cvcp· (Tz' – Tc),
(6)
или с учетом (1)
q'рт = mрт· cvcp· Ta· εn1-1· (λ – 1),
(7)
где
| mрт | – | масса рабочего тела в рабочей камере в процессе сгорания топлива; | 
| cvcp | – | средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном объёме в диапазоне изменения его температуры от Тс до Тz'. | 
Аналогично нетрудно получить
q"рт = mрт· cpcp· (Tz – Tz'),
(8)
или с учетом (1)
q"рт = mрт· cpcp· Ta· εn1-1· λ · (ρ – 1),
(9)
где
| cpcp | – | средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении в диапазоне изменения его температуры от Тz' до Тz. | 
Вследствие того, что часть выделяющейся при сгорании топлива теплоты теряется в охлаждающую среду через стенки рабочих камер, то количество теплоты, затраченное на изменение внутренней энергии рабочего тела, может быть связано с количеством теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, соотношением
qрт = (1 – кп) · qтц,
(10)
где
| кп | – | коэффициент потерь теплоты в стенки рабочих камер. | 
Если ввести в рассмотрение коэффициент тепловыделения (кq), характеризующий долю теплоты, сообщаемую рабочему телу при постоянном объеме (0 < кq ≤ 1), тогда
(11)
q'рт = кq· (1 – кп) · qтц,
q"рт = (1 – кq) · (1 – кп) · qтц,
откуда с учетом (4), (7) и (9) несложно получить
| λ = 1 + | kq· (1 – kп) | · qтц | , | 
| mрт· cvcp· Ta· εn1-1 | 
| (12a) | 
| ρ = 1 + | (1 – kq) · (1 – кп) | · qтц | . | 
| mрт· cvcp· Ta· εn1-1· λ | 
| (12б) | 
Масса топлива, вводимого в рабочие камеры в течение каждого рабочего цикла (mтц), и масса рабочего тела в рабочих камерах в процессе сгорания топлива (mрт) для двигателей с искровым зажиганием и дизельных двигателей в связи с разными способами подачи топлива будут определяться по-разному.
В двигателях с искровым зажиганием топливо подается в рабочие камеры в составе свежего заряда, и его количество удовлетворяет соотношению
Мсз = Мвц + Мтцк,
(13)
где
| Мсз | – | количество молей свежего заряда; | 
| Мвц | – | количество молей воздуха в составе свежего заряда; | 
| Мтцк | – | количество молей топлива в составе свежего заряда. | 
С учетом того, что
Мвц = α · Lo· μT· Мтцк,
(14)
где
| μT | – | молярная масса топлива, | 
из (13) нетрудно получить
Мсз= (α · Lo· μT + 1) · Мтцк.
(15)
Количество молей свежего заряда может быть определено по формуле:
Мсз= Мсзт· ηv,
(16)
где
| Мсзт | – | теоретическое количество молей свежего заряда, которое может заполнить объем рабочей камеры при давлении и температуре, равными давлению (pk) и температуре (Tk) во впускном тракте; | 
| ηv | – | коэффициент наполнения рабочего объёма свежим зарядом (0 < ηv < 1). | 
Теоретическое количество молей свежего заряда определяется уравнением Клапейрона-Менделеева
pk· (Va – Vc) = Мсзт· R · Tk,
(17)
откуда получим
| Мсзт = | pk | · | ε – 1 | · Va | , | 
| R · Tk | ε | 
| (18) | 
где
| R | – | универсальная газовая постоянная; | 
| Va | – | объем рабочей камеры в момент окончания впуска свежего заряда; | 
| Vc | – | объем камеры сгорания. | 
Из (15) с учетом (16) и (18) будем иметь
| Мтцк = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , | 
| (α · Lo· μT + 1) · R · Tk | ε | 
| (19) | 
а из того, что
mтцк = μT· Мтцк
(20)
получим
| mтцк = | pk | · | ε - 1 | · ηv· Va | , | 
| a1(α) · α · Lo· R · Tk | ε | 
| (21) | 
где
| a1(α) = 1 + | 1 | . | 
| α · Lo· μT | 
| (22) | 
Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочих циклов в двигателях с искровым зажиганием, остается постоянным в течение всего рабочего цикла и определяется соотношением
Мртк = Мсз + Мог = Мсзт· (ηv + γ),
(23)
где
| Мог | – | количество молей остаточных газов в рабочих камерах; | 
| γ = Мог ∕ Мсзт | – | коэффициент остаточных газов. | 
Из (23) с учетом (18) несложно получить
| Мртк = | pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , | 
| R · Tk | ε | 
| (24) | 
| mртк = μрт· Мртк = | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , | 
| R · Tk | ε | 
| (25) | 
где
| μрт | – | молярная масса рабочего тела. | 
Молярная масса рабочего тела может быть определена из следующих соотношений:
mртк = mвц + mтц + mог = μв· Мвц + μT· Мтцк + μог· Мог
(26)
и
mртк = μрт· (Мвц+ Мтцк+ Мог),
(27)
где
| mвц | – | масса воздуха в составе рабочего тела; | 
| mог | – | масса остаточных газов в составе рабочего тела; | 
| μв | – | молярная масса воздуха; | 
| μог | – | молярная масса остаточных газов. | 
Из (26) и (27) с учётом того, что количество остаточных газов в составе рабочего тела существенно меньше количества воздуха и топлива, можно получить
| μрт = | μв· Мвц+ μт· Мтц+ μог· Мог | ≈ | μв· Мвц+ μт· Мтцк | , | 
| Мвц+ Мтцк+ Мог | Мвц+ Мтцк | 
| (28) | 
или с учётом (14)
| μрт = | μт· (α · Lo· μв + 1) | . | 
| α · Lo· μт + 1 | 
| (29) | 
В дизельных двигателях топливо подается в рабочие камеры после впуска и сжатия свежего заряда и количество его молей удовлетворяет соотношению
Мсз= Мвц= α · Lo· μT· Мтцd,
(30)
откуда с учетом (16) и (18) получим
| Мтцd = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , | 
| α · Lo· μт· R · Tk | ε | 
| (31) | 
| mтцd = | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | . | 
| α · Lo· R · Tk | ε | 
| (32) | 
Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочего цикла после подачи топлива в рабочие камеры дизельных двигателей, определяется суммой
Мртd= Мсз+ Мог+ Мтцd,
(33)
где
Мсз+ Мог= Мсзт· (ηv + γ).
(34)
Из (33) с учетом (31) и (34) получим
| Мтцd= | pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · | ( | 1 + | 1 | · | ηv | ) | · Va | , | 
| R · Tk | ε | α · Lo· μт | ηv + γ | 
| (35) | 
откуда нетрудно определить
| mртd= a2(α, ηv, γ) · | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , | 
| R · Tk | ε | 
| (36) | 
где
| a2(α, ηv, γ) = 1 + | 1 | · | ηv | . | 
| α · Lo· μт | ηv + γ | 
| (37) | 
Молярная масса рабочего тела после введения топлива в рабочие камеры дизельных двигателей определяется также, как и для двигателей с искровым зажиганием, и будет равна
| μртd= | μт· (α · Lo· μв + 1) | . | 
| α · Lo· μт + 1 | 
| (38) | 
Если ввести обозначения
b1(α) = a1(α) – для двигателей с искровым зажиганием;
b1(α) = 1 – для дизельных двигателей;
b2(α, ηv, γ) = 1 – для двигателей с искровым зажиганием;
b2(α, ηv, γ) = a2(α, ηv, γ) – для дизельных двигателей,
то массу топлива, вводимого в рабочие камеры, и массу рабочего тела после ведения в них топлива как для двигателей с искровым зажиганием, так и для дизельных двигателей можно определять по следующим единым формулам:
| mтц= | pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , | 
| b1(α) · α · Lo· R · Tk | ε | 
| (39) | 
| mрт= b2(α, ηv, γ) · | μрт· pk | · | ε – 1 | · (ηv + γ) · Va | , | 
| R · Tk | ε | 
| (40) | 
где
| μрт= | μт· (α · Lo· μв + 1) | . | 
| α · Lo· μт + 1 | 
| (41) | 
В соответствии с приведенной на Рисунке 1 упрощенной индикаторной диаграммой индикаторная работа цикла будет являться суммой
Li = La-c+ Lz'-z+ Lz-b,
(42)
где
| La-c | – | работа, затраченная на сжатие рабочего тела при изменении объема рабочей камеры от Va до Vc; | 
| Lz'-z | – | работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz' до Vz при постоянном давлении; | 
| Lz-b | – | работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz до Vb. | 
С учетом принятых выше допущений получим
| La-c= | Vc | ∫ | p · dv = – | Va | ∫ | pc· | ( | Vc | ) | n1 | · dv = – | pc· Vc | · | ( | 1 – | 1 | ) | , | 
| Va | Vc | V | n1 – 1 | εn1-1 | 
| (43) | 
| Lz'-z= | Vz | ∫ | p · dv = | Vz | ∫ | pz· dv = pz· (Vz – Vz') = pc· Vc· λ · (ρ – 1) | , | 
| Vz' | Vz' | 
| (44) | 
| (45) | 
| Lz-b= | Vb | ∫ | p · dv = | Vb | ∫ | pz· | ( | Vz | ) | n2 | · dv = | 
| Vz | Vz | V | 
| = | pc· Vc | · λ · ρ · | ( | 1 - | ( | ρ | ) | n2 - 1 | ) | . | 
| n2 – 1 | β · ε | 
Подставляя (43) – (45) в (42) и учитывая, что
pc· Vc = pa· Va· εn1-1
(46)
будем иметь
Li = pa· Va· εn1-1· B,
(47)
где
| В = λ · (ρ – 1) + | λ · ρ | · | ( | 1 – | ( | ρ | ) | n2-1 | ) | – | 1 | · | ( | 1 – | 1 | ) | . | 
| n2 – 1 | β · ε | n1 – 1 | εn1-1 | 
| (48) | 
Давление pa на момент окончания впуска свежего заряда в рабочие камеры можно определить из уравнения Клапейрона–Менделеева
pa· Va = (Мсз+ Мог) · R · Ta,
(49)
откуда с учетом (18) получим
| pa = | pk· Ta | · | ε – 1 | · (ηv + γ) | . | 
| Tk | ε | 
| (50) | 
Среднее индикаторное давление через индикаторную работу цикла определяется по формуле
| pi = | Li | = | Li | · | ε | 
| Vb – Vc | Vc | ε · β – 1 | 
| (51) | 
или с учетом (47) по формуле:
| pi = pa· | εn1 | · B | , | 
| ε · β – 1 | 
| (52) | 
а индикаторный КПД цикла будет равен
| ηi = | Li | = | pa· Va | · εn1-1· B | . | 
| mтц· Hu | mтц· Hu | 
| (53) | 
С учётом (39), (40) и (50) формулы (4) и (12) для расчёта qтц, λ и ρ могут быть преобразованы к виду
| qтц= | k(α) · Hu· pk | · | ε – 1 | · ηv· Va | , | 
| b1(α) · α · Lo· R · Tk | ε | 
| (54) | 
| λ = | kq· (1 – kп) · R | · qтц + 1 | , | 
| b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cvcp· εn1-1· Va | 
| (55) | 
| ρ = | (1 – kq) · (1 – kп) · R | · qтц+ 1 | , | 
| b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cpcp· εn1-1· Va | 
| (56) | 
а формула (55) для расчёта индикаторного КПД с учётом (4) к виду
| ηi = k(α) · | pa· Va | · εn1-1· B | . | 
| qтц | 
| (57) |