Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Геометрические характеристики
В качестве геометрических параметров турбороторного двигателя внутреннего сгорания (ТРДВС) рассматриваются:
- объёмы сегментообразных вырезов ротора;
- объёмы камер сгорания;
- текущие объёмы рабочих камер;
- рабочий объём двигателя.
Рисунок 1.
Для оценки перечисленных параметров изменение профилей сегментообразных вырезов ротора будем рассматривать в виде функции (см. Рисунок 1)
h(φ) = | 1 | · hm· | ( | 1 – cos · | 2 · π | · φ | ) | , |
2 | αв |
(1) |
где
φ | – | угол, определяющий положение текущей точки профиля относительно передней по вращению ротора крайней точки сегментообразного выреза; |
h(φ) | – | глубина сегментообразного выреза ротора в радиальном направлении в текущей точке профиля; |
hm | – | максимальная глубина сегментообразного выреза; |
αв | – | центральный угол сегментообразного выреза. |
Функция (1) позволяет обеспечить сопряжение профиля сегментообразного выреза с цилиндрической частью ротора при непрерывном изменении положения и скорости текущей точки.
Кроме функции (1) введём в рассмотрение вспомогательную функцию S(φ), являющуюся площадью криволинейного треугольника А0АС (см. Рисунок 1).
Элементарное изменение ΔS(φ) функции S(φ) при изменении угла φ на величину Δφ будет равно площади фигуры АА'C'C (см. Рисунок 1)
ΔS(φ) = пл.(AA`C`C) = | 1 | · d · h(φ) · Δφ | , |
2 |
(2) |
где
d | – | диаметр цилиндрической части ротора. |
Суммируя элементарные изменения ΔS(φ) и переходя к пределу, получим
S(φ) = | 1 | · d · | φ | ∫ | h(φ) · dφ | . |
2 | 0 |
(3) |
После подстановки (1) в (3) и интегрирования будем иметь
S(φ) = | 1 | · d · hm· | ( | φ – | αв | · sin | 2 · π | φ | ) | . |
4 | 2 · π | αв |
(4) |
Полная площадь сегментообразного выреза ротора будет равна значению вспомогательной функции S(φ) при φ = αв, т.е.
Пв = S(αв) = | 1 | · d · hm· αв | . |
4 |
(5) |
Объём сегментообразного выреза ротора в полости сжатия
Vвc = bc· Пвc = bc· S(αвc),
(6)
а его объём в полости расширения
Vвp = bp· Пвp = bp· S(αвp),
(7)
где
bc | – | ширина диска ротора в полости сжатия; |
bp | – | ширина диска ротора в полости расширения; |
αвc, αвp | – | центральные углы сегментообразных вырезов ротора в полостях сжатия и расширения соответственно. |
Объёмы камер сгорания Vк удовлетворяют соотношению
ε = | Vвc + Vк | , |
Vк |
(8) |
где
ε | – | степень сжатия рабочего тела. |
Рисунок 2.
Из (5.8) получим
Vк = | 1 | · Vвc | . |
ε – 1 |
(9) |
Текущий объём рабочих камер, в которых происходит сжатие рабочего тела, будет являться суммой следующих объёмов (см. Рисунок 2)
Vркc(φс) = Vк + V1c(φс) + V2c(φс),
(10)
где
V1c(φс) = bc· (Пвc – S(φс)),
(11)
V2c(φс) = | 1 | · bc· hc(φс) · | √ |
|
, | |
2 |
(12) |
где
Ic | – | длина заслонок в полости сжатия. |
Из (10) с учётом (9), (11) и (12) получим
Vркc(φс) = | ε | · Vвc – bc· S(φс) + | 1 | · bc· hc(φс) · | √ |
|
. | |
ε – 1 | 2 |
(13) |
Аналогично определится и текущий объём рабочих камер, в которых происходит расширение рабочего тела (см. Рисунок 3)
Vркp(φp) = Vк + V1p(φp) + V2p(φp),
(14)
где
V1p(φp) = bp· (Пвp – S(φp)),
(15)
V2p(φp) = | 1 | · bp· hp(φp) · | √ |
|
, | |
2 |
(16) |
где
Ip | – | длина заслонок в полости расширения. |
Из (14) с учётом (9), (15) и (16) получим
Vркp(φp) = | ε | · Vвp – bc· S(φс) + | 1 | · bp· hp(φp) · | √ |
|
. | |
ε – 1 | 2 |
(17) |
Рабочий объём ТРДВС состоит из объёмов сегментообразных вырезов ротора в полостях сжатия и расширения и может быть определен по формуле
Vдв = 0,5 · k · (Vвc + Vвp),
(18)
или
Vдв = 0,5 · k · (1 + β1) · Vвc,
(19)
где
k | – | количество камер сгорания в ТРДВС |
β1 = Vвp ∕ Vвc | – | отношение объёмов сегментообразных вырезов ротора в полости расширения к их объёмам в полости сжатия. |
Рисунок 3.
Полученные выше расчётные формулы для определения геометрических характеристик ТРДВС целесообразно представить в виде
(20)
h(φ) = hm· h(φ),
S(φ) = d · hm· S(φ),
Пв = d · hm· Пв,
Vвc = d · hmc· bc· Пвc,
Vвp = d · hmp· bp· Пвp,
Vк = d · hmc· bc· Vк,
Vркc(φ) = d · hm· bc· Vркc(φc),
Vркp(φ) = d · hm· bp· Vркp(φp),
Vдв = d · hmc· bc· Vдв,
где
(21)
h(φ) = | 1 | · | ( | 1 – cos · | 2 · π | · φ | ) | , |
2 | αв |
S(φ) = | 1 | · | ( | φ – | αв | · sin | 2 · π | · φ | ) | , |
4 | 2 · π | αв |
Пв = | 1 | · αв | , |
4 |
Vк = | 1 | · Пвc | , |
ε – 1 |
Vркc(φc) = | ε | · Пвc – S(φс) + | 1 | · h(φc) · | √ |
|
, | |
ε – 1 | 4 |
Vркp(φp) = | ε | · Пвc – S(φp) + | 1 | · h(φp) · | √ |
|
, | |
ε – 1 | 4 |
Vдв = 0,5 · k · (1 + β1) · Пвc,
Ic = | Ic | , | Ip = | Ip | , | hm = | hm | . |
d | d | d |
Параметры и функции (21) являются безразмерными, вследствие чего их можно рассчитывать отдельно и затем использовать для определения геометрических характеристик ТРДВС любых линейных размеров.
Результаты оценки геометрических характеристик ТРДВС в зависимости от числа камер сгорания (k), диаметра цилиндрической части ротора (d) и и ширины дисков ротора в полостях сжатия (bc) и расширения (bp) приведены в Таблице 6
k | αв, …º |
d, мм |
hm, мм |
bc, мм |
Vвс, см3 |
β1 | bp, мм |
Vвр, см3 |
Vдв, см3 |
4 | 90 | 200 | 15,2 | 20 | 23,9 | 1,0 | 20 | 23,9 | 95,6 |
2,5 | 50 | 47,1 | 167,3 | ||||||
40 | 47,8 | 1,0 | 40 | 47,8 | 191,2 | ||||
2,5 | 100 | 119,5 | 334,6 | ||||||
300 | 22,8 | 20 | 53,7 | 1,0 | 20 | 53,7 | 214,8 | ||
2,5 | 50 | 134,3 | 375,9 | ||||||
40 | 107,4 | 1,0 | 40 | 107,4 | 429,6 | ||||
2,5 | 100 | 268,5 | 751,8 | ||||||
400 | 30,4 | 20 | 95,5 | 1,0 | 20 | 95,5 | 382,0 | ||
2,5 | 50 | 238,8 | 668,5 | ||||||
40 | 191,0 | 1,0 | 40 | 191,0 | 764,0 | ||||
2,5 | 100 | 477,5 | 1337,0 | ||||||
500 | 38,1 | 20 | 149,6 | 1,0 | 20 | 149,6 | 598,4 | ||
2,5 | 50 | 374,0 | 1047,2 | ||||||
40 | 299,2 | 1,0 | 40 | 299,2 | 1196,8 | ||||
2,5 | 100 | 748,0 | 2094,4 | ||||||
6 | 60 | 200 | 6,8 | 20 | 7,1 | 1,0 | 20 | 7,1 | 42,6 |
2,5 | 50 | 17,8 | 74,6 | ||||||
40 | 14,2 | 1,0 | 40 | 14,2 | 85,2 | ||||
2,5 | 100 | 35,5 | 149,1 | ||||||
300 | 10,2 | 20 | 16,0 | 1,0 | 20 | 16,0 | 96,0 | ||
2,5 | 50 | 40,0 | 168,0 | ||||||
40 | 32,0 | 1,0 | 40 | 32,0 | 192,0 | ||||
2,5 | 100 | 80,0 | 336,0 | ||||||
400 | 13,6 | 20 | 28,5 | 1,0 | 20 | 28,5 | 171,0 | ||
2,5 | 50 | 71,3 | 299,3 | ||||||
40 | 57,0 | 1,0 | 40 | 57,0 | 342,0 | ||||
2,5 | 100 | 142,5 | 598,5 | ||||||
500 | 17,0 | 20 | 44,5 | 1,0 | 20 | 44,5 | 267,0 | ||
2,5 | 50 | 113,3 | 467,3 | ||||||
40 | 89,0 | 1,0 | 40 | 89,0 | 534,0 | ||||
2,5 | 100 | 222,5 | 934,5 | ||||||
8 | 45 | 200 | 3,8 | 20 | 3,0 | 1,0 | 20 | 3,0 | 24,0 |
2,5 | 50 | 7,5 | 42,0 | ||||||
40 | 6,0 | 1,0 | 40 | 6,0 | 48,0 | ||||
2,5 | 100 | 15,0 | 84,0 | ||||||
300 | 5,8 | 20 | 6,8 | 1,0 | 20 | 6,8 | 54,4 | ||
2,5 | 50 | 17,0 | 95,2 | ||||||
40 | 13,7 | 1,0 | 40 | 13,7 | 109,6 | ||||
2,5 | 100 | 34,3 | 191,8 | ||||||
400 | 7,7 | 20 | 12,1 | 1,0 | 20 | 12,1 | 96,8 | ||
2,5 | 50 | 30,3 | 169,4 | ||||||
40 | 24,2 | 1,0 | 40 | 24,2 | 193,6 | ||||
2,5 | 100 | 60,5 | 338,8 | ||||||
500 | 9,6 | 20 | 18,8 | 1,0 | 20 | 18,8 | 150,4 | ||
2,5 | 50 | 47,0 | 263,2 | ||||||
40 | 37,7 | 1,0 | 40 | 37,7 | 301,6 | ||||
2,5 | 100 | 94,3 | 527,8 |