Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Экономико-энергетические характеристики

К основным экономико-энергетическим характеристикам турбороторного двигателя внутреннего сгорания (ТРДВС) можно отнести:

Для оценки указанных характеристик используются соответствующие индикаторные показатели ТРДВС.

Индикаторный удельный расход топлива (gi) показывает какое количество топлива расходуется двигателем на производство единицы индикаторной работы и в соответствии с /1/ определяется по формуле

gi =  mтц  ,
Li
(1)

где

mтц  –  количество топлива, используемого двигателем на совершение одного термодинамического цикла;
Li  –  индикаторная работа одного термодинамического цикла.

Поскольку полное количество подводимой в течение одного термодинамического цикла теплоты (qi) связано с количеством подводимого тепла соотношением

qi = mтц· Hu,

(2)

а

Li = qi· ηi,

(3)

то из (1) нетрудно получить

gi =  1  ,
Hu· ηi
(4)

где

Hu  –  низшая теплота сгорания топлива;
ηi  –  индикаторный КПД термодинамического цикла.

Удельный расход топлива по формуле (4) определяется в размерности кг/МДж.

Для его определения в принятой в двигателестроении размерности г/(кВт·ч) целесообразно использовать следующую формулу (см. /1/)

gi =  3600  ,
Hu· ηi
(5)

в которой Hu задается в размерности МДж/кг.

Мощность ТРДВС может быть оценена по его индикаторной мощности (Ni) с помощью соотношения

Nдв ≈ Ni = m ·  Li· n  ,
60
(6)

где

m  –  количество рабочих термодинамических циклов, совершаемых за один оборот ротора;
n  –  частота вращения (число оборотов) ротора в минуту.

Количество рабочих термодинамических циклов совершаемых за один оборот ротора, определяется следующим образом.

Пусть k – количество камер сгорания в ТРДВС. За один оборот ротора каждый сегментообразный вырез проходит k камер сгорания. При этом в каждом сегментообразном вырезе ротора в полости сжатия происходит k тактов впуска и сжатия, а в полости расширения – по k тактов расширения и выпуска рабочего тела. Поскольку число сегментообразных вырезов ротора в каждой полости равно k/2 , то общее число полных термодинамических циклов, совершаемых за один оборот ротора, будет определяться формулой

m =   k2  .
2
(7)

Индикаторная работа цикла может быть записана в виде

Li = pi· (Vв – Vc),

(8)

где

pi  –  среднее индикаторное давление цикла;
Vc = Vк  –  объём камеры сгорания;
Vв  –  объём рабочей камеры в полости расширения в момент начала выпуска отработавших газов.

Поскольку с небольшой погрешностью можно считать, что

Vв = Vвp + Vк,

(9)

то

Li = pi· Vвp,

(10)

где

Vвр  –  объём сегментообразного выреза ротора в полости расширения.

Подставляя (7) и (10) в (6) получим следующую формулу для оценки мощности ТРДВС

Nдв≈ Ni =   k2  · pi· Vвp· n  .
120
(11)

Литровой мощностью (Nл) ТРДВС, как и любого другого двигателя, по определению называется отношение /1/

Nл =  Nдв  ,
Vдв
(12)

где

Vдв  –  рабочий объём двигателя.

Рабочий объём двигателя можно записать в виде

Vдв =  k  · (Vвc + Vвp) =  k  ·  β1 + 1  · Vвp  ,
2 2 β1
(13)

где

β1 = Vвp ∕ Vвc  –  отношение объёмов сегментообразных вырезов ротора в полости расширения к их объёмам в полости сжатия.

С учетом (11) и (13) получим следующую формулу для оценки литровой мощности ТРДВС

Nл =  k  ·  β1  · pi· n .
60 β1 + 1
(14)

При вычислении удельного расхода топлива, полной и литровой мощности ТРДВС по формулам (5), (11) и (14) следует иметь в виду, что индикаторный КПД цикла (ηi) и среднее индикаторное давление (pi) существенно зависят от параметра β, определяющего отношение степени полного расширения рабочего тела в рабочих камерах к степени его сжатия. Указанный параметр, в свою очередь, зависит от соотношения объёмов сегментообразных вырезов ротора в полости расширения и полости сжатия (параметра β1).

Связь между упомянутыми параметрами следует из следующих соотношений.

По определению

β =  Vв  ,
Va
(15)

где

Vв  –  объём рабочей камеры в полости расширения в момент начала выпуска отработавших газов;
Vа  –  объём рабочей камеры в полости сжатия в момент начала сжатия рабочего тела.

Поскольку с небольшой погрешностью можно считать, что

Vв = Vк + Vвp    и    Vа = Vк + Vвс,

(16)

то из (15) с учетом (16) следует, что

β =  Vк + Vвp  =  ε · β1 + 1  = β1 –  β1 – 1  .
Vк + Vвс ε + 1 ε + 1
(17)

В связи с тем, что

β1 >>  β1 – 1  ,
ε + 1

то при проведении оценок можно положить

β = β1.

(18)

Результаты оценки удельного расхода топлива, максимальных значений полной и литровой мощности, которые могут быть развиты двигателем на номинальном режиме работы при α = 1,1…1,2 и ηv = 0,8…0,9 в зависимости от числа камер сгорания и геометрических размеров ТРДВС для карбюраторного и дизельного вариантов представлены в Таблицах 1 и 2 соответственно.

Максимальная глубина сегментообразных вырезов ротора в зависимости от диаметра его цилиндрической части при этом определялась по формуле

hm = d ·  ( 1 – cos  αв ) .
4
(19)

Значения индикаторного КПД (ηi) и среднего индикаторного давления (pi) для номинального режима работы приняты в соответствии с материалами, приведенными в статье «Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Термодинамические и индикаторные показатели», а значения рабочего объёма двигателя (Vдв) – в соответствии со статьей «Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Геометрические характеристики».

Таблица 1
Расчетные энергетические характеристики карбюраторного (бензинового) варианта ТРДВС на номинальном режиме работы
k d,
мм
bc,
мм
bp,
мм
n,
об/мин
,
кВт/л
N,
кВт
4 200 20 50 4000 85,8 - 104,6 14,3 - 17,5
8000 171,6 - 209,2 28,6 - 35,0
40 100 4000 85,8 - 104,6 28,6 - 35,0
8000 171,6 - 209,2 57,2 - 70,0
300 20 50 4000 85,5 - 104,6 32,2 - 39,3
8000 171,0 - 209,2 64,4 - 78,6
40 100 4000 85,5 - 104,6 64,4 - 78,6
8000 171,0 - 209,2 128,8 - 157,2
6 300 20 50 4000 128,5 - 156,9 21,6 - 26,4
8000 257,0 - 313,8 43,2 - 52,8
40 100 4000 128,5 - 156,9 43,2 - 52,8
8000 257,0 - 313,8 86,4 - 105,6
400 20 50 4000 128,7 - 157,2 38,5 - 47,0
8000 257,4 - 314,4 77,0 - 94,0
40 100 4000 128,7 - 157,2 77,0 - 94,0
8000 257,4 - 314,4 144,0 - 188,0
8 400 20 50 4000 171,8 - 209,9 29,1 - 35,5
8000 346,6 - 419,8 58,2 - 71,0
40 100 4000 171,8 - 209,9 58,2 - 71,0
8000 343,6 - 419,8 126,4 - 142,0
500 20 50 4000 171,5 - 209,6 45,2 - 55,3
8000 343,0 - 419,2 45,2 - 55,3
40 100 4000 171,5 - 209,6 45,2 - 55,3
8000 343,0 - 419,2 180,8 - 221,2
Таблица 2
Расчетные энергетические характеристики дизельного варианта ТРДВС на номинальном режиме работы
k d,
мм
bc,
мм
bp,
мм
n,
об/мин
,
кВт/л
N,
кВт
4 200 20 50 2500 59,8 - 83,5 10,0 - 14,0
5000 119,6 - 167,0 20,0 - 28,0
40 100 2500 59,5 - 83,3 19,9 - 27,8
5000 119,0 - 166,6 39,8 - 55,6
300 20 50 2500 59,4 - 83,4 22,3 - 31,4
5000 118,8 - 166,8 22,3 - 31,4
40 100 2500 59,5 - 83,4 44,8 - 62,7
5000 119,0 - 166,8 89,6 - 125,4
6 300 20 50 2500 89,2 - 125,0 15,0 - 21,0
5000 178,4 - 250,0 30,0 - 42,0
40 100 2500 89,3 - 125,0 30,1 - 42,1
5000 178,6 - 250,0 60,2 - 84,2
400 20 50 2500 89,3 - 124,9 26,7 - 37,4
5000 178,6 - 249,8 53,4 - 74,8
40 100 2500 87,4 - 124,9 53,4 - 74,7
5000 174,8 - 249,8 106,8 - 149,4
8 400 20 50 2500 119,0 - 160,6 20,1 - 28,2
5000 238,0 - 333,2 40,2 - 56,4
40 100 2500 119,0 - 166,6 40,3 - 56,4
5000 238,0 - 333,2 80,6 - 112,8
500 20 50 2500 119,1 - 166,9 31,4 - 44,0
5000 238,2 - 333,8 62,8 - 88,0
40 100 2500 119,1 - 166,7 62,8 - 88,0
5000 238,2 - 333,4 125,6 - 176,0