Турбороторный двигатель внутреннего сгорания. Термодинамические и индикаторные показатели

Так как в турбороторном двигателе внутреннего сгорания (ТРДВС) реализуется тот же термодинамический цикл, что и в обычных четырехтактных поршневых двигателях внутреннего сгорания (ПДВС), то для расчета термодинамических и индикаторных показателей ТРДВС использована методика, разработанная для упомянутых ДВС и приведенная в статье «Двигатели внутреннего сгорания. Методика расчета термодинамических и индикаторных показателей».

Из полученных в ней формул следует, что для их расчета необходимо задать следующие исходные данные:

Характеристики вводимого в рабочие камеры топлива (HuμT) и воздуха (μB) незначительно зависят от их состава потому их можно рассматривать как заданные постоянные величины.

Удельные теплоемкости рабочего тела при сгорании топлива (cp и cv) весьма существенно зависят от его температуры (T) и состава, определяемого коэффициентом избытка воздуха (α).

Их значения могут быть определены с помощью эмпирических зависимостей, приведенных в /1/:

– для бензина при 0,7 ≤ α ≤ 1,2 и 273oК ≤ T ≤ 2600oК

   cp = (0,5186 – 0,0488 αT 0,148 кДж/(кг∙oК);

   cv = (0,2871 – 0,0242 αT 0,190 кДж/(кг∙oК);

– для дизельного топлива при 1 ≤ α ≤ 2 и 273oК ≤ T ≤ 2600oК

   cp = (0,3865 + 0,0350 αT 0,1751-0,0177·α кДж/(кг∙oК);

   cv = (0,2255 + 0,0120 αT 0,2180-0,0155·α кДж/(кг∙oК).

Изменение cp и cv от температуры и коэффициента избытка воздуха для продуктов сгорания бензина и дизельного топлива в соответствии с указанными выше зависимостями может быть, вообще говоря, учтено при расчете индикаторных показателей ТРДВС.

В данной статье с целью упрощения расчетов значения средних удельных теплоемкостей cpcp и cvcp принимались постоянными, соответствующими средней температуре рабочего тела при сгорании топлива Tcp ≈ 1800oК для бензина и Tcp ≈ 1500oК для дизельного топлива.

Стехиометрическое количество воздуха (Lo) зависит от типа и состава топлива, а коэффициент избытка воздуха (α) – от количества подаваемого в рабочие камеры топлива и воздуха в течение каждого рабочего цикла.

В данном случае Lo принимается величиной постоянной для каждого типа топлива, а коэффициент избытка воздуха рассматривается в качестве параметра, регулирующего режим работы двигателя и изменяющегося в пределах, приведенных в /1/ и рекомендованных для каждого типа ПДВС.

Параметры впуска свежего заряда в рабочие камеры (pkTkTaγηv) зависят от типа ТРДВС, параметров системы газообмена, степени сжатия, давления и температуры остаточных газов в рабочих камерах, степени подогрева свежего заряда во впускном канале и т.п.

В данной статье они принимаются без расчета на основании экспериментальных данных, приведенных в /1/ для ПДВС. При этом коэффициент наполнения рабочего объема (ηv) для карбюраторного (бензинового) варианта ТРДВС рассматривается в качестве параметра регулирования режима работы двигателя, изменяющегося в заданных пределах, а для дизельного варианта принимается постоянным.

Процессы сжатия и расширения при осуществлении термодинамических циклов в рабочих камерах ТРДВС вследствие теплообмена между рабочим телом и стенками рабочих камер протекают по политропам с переменными показателями n1 и n2. При этом средние значения показателей n1 и n2 оказываются меньше показателя адиабаты. Поскольку нет оснований считать, что указанные процессы в ТРДВС будут сильно отличаться от аналогичных процессов в ПДВС, то в соответствии с данными, приведенными в /1/, средние значения показателя политропы сжатия (n1) как для бензинового, так и для дизельного вариантов ТРДВС были приняты изменяющимися в пределах от 1,35 до 1,38, а средние значения показателя политропы расширения (n2) – от 1,23 до 1,30 для бензиновых и от 1,18 до 1,28 для дизельных ТРДВС. Потери теплоты в охлаждающую среду через стенки рабочих камер при этом могут составлять примерно (20-30)% как для бензинового, так и для дизельного вариантов ТРДВС.

С учетом отмеченного выше и с целью упрощения расчетов при проведении оценок средние значения показателей политроп сжатия и расширения, а также коэффициента потерь теплоты в стенки рабочих камер были приняты постоянными и одинаковыми как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

Значение коэффициента (kq) зависит от характера тепловыделения в процессе сгорания топлива, который определяется моментом воспламенения топлива, скоростью и длительностью его сгорания.

Так как в бензиновых ТРДВС сгорание заранее подготовленной смеси происходит практически мгновенно и при практически неизменном объеме, то для них значение коэффициента kq = 1.

В дизельных ТРДВС процесс сгорания топлива при малоизменяющемся (постоянном) объеме рабочих камер происходит лишь частично, вследствие чего для них kq < 1.

Возможные значения степени сжатия (ε) приняты соответствующими значениям, характерным для современных бензиновых и дизельных двигателей и приведенным в /1/.

Значения перечисленных выше характеристик, принятых для проведения расчетов с учетом сделанных замечаний, представлены в Таблицах 1–3.

Таблица 1 содержит характеристики топлива, воздуха и рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочих циклов в ТРДВС.

Таблица 1
Тип ТРДВС Hu,
МДж/кг
μT,
кг/моль
μB,
кг/моль
cvcp,
Дж/(кг·К)
cpcp,
Дж/(кг·К)
Lo,
моль/кг
α
Бензиновый 44,0 0,115 0,027 1100 516 0,6 - 1,5
Дизельный 42,6 0,190 0,027 1000 1300 498 0,6 - 3,0

Параметры впуска свежего заряда приняты согласно Таблице 2.

Таблица 2
Тип ТРДВС pk,
МПа
Tk,
oК
Ta,
oК
γ ηv
Бензиновый 0,1 290 330 - 350 0,06 - 0,08 0,3 - 0,9
Дизельный 0,1 300 310 - 330 0,03 - 0,05 0,85

При этом меньшие значения Ta и γ, приведенные в Таблице 2, соответствуют максимальной степени сжатия (ε), а большие – минимальной степени сжатия рабочего тела.

Принятые для оценок характеристики рабочего цикла и конструктивные параметры представлены в Таблице 3.

Таблица 3
Тип ТРДВС n1 n2 kp kq ε
 
β
Бензиновый 1,35 1,25 0,25 1 6,5 - 10,0 1 - 2,5
Дизельный 1,35 1,25 0,25 0,4 - 0,6 14 - 23 1 - 2,5

Расчет термодинамических и индикаторных показателей ТРДВС проводился для различных значений степени сжатия (ε) и коэффициента β, характеризующего отношение степени полного расширения рабочего тела к степени его сжатия и зависящего от соотношения объёмов рабочих камер в полостях расширения и сжатия. Пределы их изменения соответствуют данным, приведенным в Таблице 3.

Порядок расчета индикаторных показателей и параметров цикла по упомянутой выше методике состоит в следующем.

Вначале по заданным значениям параметров впуска свежего заряда (pkTkTaγηv) и коэффициента избытка воздуха (α) определяются давление в точке окончания впуска свежего заряда (pa), молярная масса рабочего тела (μрт) и вспомогательные коэффициенты b1(α) и b2(α, ηv, γ) по формулам

pa =  pk· Ta  ·  ε – 1  · (ηv + γ) ,
Tk ε
(1)
μрт =  μт· (α · Lo· μв + 1)  ,
α · Lo· μт + 1
(2)

b1(α) = a1(α) – для бензиновых ТРДВС,

b1(α) = 1 – для дизельных ТРДВС,

b2(α, ηv, γ) = 1 – для бензиновых ТРДВС,

b2(α, ηv, γ) = a2(α, ηv, γ) – для дизельных ТРДВС,

где

a1(α) = 1 +  1  ,
α · Lo· μT
(3)
a2(α, ηv, γ) = 1 +  1  ·  ηv  .
α · Lo· μт ηv + γ
(4)

Далее рассчитываются количество теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в течение одного рабочего цикла, отнесенное к единице объема (qтц), степень повышения давления (λ) и степень предварительного расширения (ρ) рабочего тела:

qтц k(α) · Hu· pk  ·  ε – 1  · ηv ,
b1(α) · α · Lo· R · Tk ε
(5)
λ =  kq· (1 – kп) · R  · qтц + 1 ,
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cvcp· εn1-1
(6)
ρ =  (1 – kq) · (1 – kп) · R  · qтц+ 1 .
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cpcp· εn1-1· λ
(7)

Температура и давление в точках окончания сжатия и достижения максимального давления определяются из соотношений:

(8)

Tc = Ta· εn1-1 ,   pc = pa· εn1 ,

Tz' = Tc· λ ,   pz' = pc· λ ,

Tz = Tz'· ρ ,   pz = pz' .

Для определения индикаторного КПД (ηi) и среднего индикаторного давления (pi) цикла используют следующие соотношения:

ηi = k(α) ·  pa· εn1-1  · B ,
qтц
(9)
pi = pa·  εn1  · B ,
ε · β – 1
(10)

где

В = λ · (ρ – 1) +  λ · ρ  ·  ( 1 –  ( ρ ) n2-1 )  –  1  ·  ( 1 –  1 ) ,
n2 – 1 β · ε n1 – 1  εn1-1
(11)

а для определения температуры (Tb) и давления (pb) отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер – соотношения:

Tb = Tz·  ( ρ ) n2-1 ,     pb = pz·  ( ρ ) n2 .
ε · β   ε · β
(12)

Результаты оценки основных термодинамических и индикаторных показателей карбюраторного (бензинового) и дизельного вариантов ТРДВС на номинальном режиме работы при α = (1,0…1,2) и ηv = (0,8…0,9) в зависимости от степени сжатия рабочего тела (ε) и параметра β представлены в Таблицах 4 и 5 соответственно.

Таблица 4
Термодинамические и индикаторные показатели карбюраторного (бензинового) варианта ТРДВС на номинальном режиме работы (α = 1,0…1,2 и ηv = 0,8…0,9)
Параметры β = 1,0 β = 2,5
ε = 6,5 ε = 10,0 ε = 6,5 ε = 10,0
Степень повышения давления
(λ), б/р
3,3 -
3,8
3,1 -
3,6
3,3 -
3,8
3,1 -
3,6
Степень предварительного расширения
(ρ), б/р
1,0 1,0 1,0 1,0
Максимальная температура цикла
(Tz), oК
2200 -
2500
2300 -
2650
2200 -
2500
2300 -
2650
Максимальное давление цикла
(pz), МПа
4,0 -
5,0
7,0 -
8,0
4,0 -
5,0
7,0 -
8,0
Температура отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер
(Tb), oК
1400 -
1600
1300 -
1500
1100 -
1250
1050 -
1150
Давление отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер
(pz), МПа
0,36 -
0,45
0,35 -
0,44
0,11 -
0,15
0,11 -
0,15
Индикаторный КПД цикла
(ηi), б/р
0,31 -
0,32
0,36 -
0,37
0,44 -
0,46
0,49 -
0,51
Среднее индикаторное давление цикла
(pi), МПа
0,80 -
0,95
0,95 -
1,15
0,45 -
0,50
0,50 -
0,55
Таблица 5
Термодинамические и индикаторные показатели дизельного варианта ТРДВС на номинальном режиме работы (α = 1,0…1,2 и ηv = 0,8…0,9)
Параметры β = 1,0 β = 2,5
ε = 14 ε = 23 ε = 14 ε = 23
Степень повышения давления
(λ), б/р
1,9 -
2,5
1,8 -
2,4
1,9 -
2,5
1,8 -
2,4
Степень предварительного расширения
(ρ), б/р
1,3 -
1,6
1,3 -
1,6
1,3 -
1,6
1,3 -
1,6
Максимальная температура цикла
(Tz), oК
2450 -
2750
2700 -
3100
2450 -
2750
2700 -
3100
Максимальное давление цикла
(pz), МПа
6,0 -
8,0
10,5 -
14,5
6,0 -
8,0
10,5 -
14,5
Температура отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер
(Tb), oК
1400 -
1550
1400 -
1500
1100 -
1200
1100 -
1200
Давление отработавших газов в момент их выпуска из рабочих камер
(pz), МПа
0,38 -
0,42
0,36 -
0,40
0,12 -
0,14
0,11 -
0,13
Индикаторный КПД цикла
(ηi), б/р
0,40 -
0,43
0,46 -
0,50
0,54 -
0,57
0,59 -
0,62
Среднее индикаторное давление цикла
(pi), МПа
1,05 -
1,25
1,20 -
1,40
0,50 -
0,60
0,60 -
0,70

Список использованных источников

  1. Двигатели внутреннего сгорания. Книга 1. Теория рабочих процессов. В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян и др. Под ред. В.Н. Луканина. — М., Высшая школа, 1995г.
  2. Двигатели внутреннего сгорания. Книга 2. Динамика и конструирование. В.Н. Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др. Под ред. В.Н. Луканина. — М., Высшая школа, 1995г.