Двигатели внутреннего сгорания. Методика расчета термодинамических и индикаторных показателей

Методика позволяет реализовать единый подход к расчету термодинамических и индикаторных показателей как бензиновых, так и дизельных четырехтактных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с учетом характера сгорания топлива, потерь теплоты в стенки рабочих камер и параметров осуществляемого в них термодинамического цикла.

Методика основана на использовании упрощенной индикаторной диаграммы осуществления рабочих процессов в ДВС, показанной на Рисунке 1 и построенной с учетом следующих упрощений и допущений:

упрощенная индикаторная диаграмма осуществления рабочих процессов в ДВС

Рисунок 1.

Приведенная диаграмма позволяет рассчитать термодинамические и индикаторные показатели как при осуществлении в ДВС традиционных термодинамических циклов, так и при осуществлении в них циклов с продолженным расширением. При расчете показателей традиционных циклов следует положить Va = Vb, а для циклов с продолженным расширением - Va < Vb.

С учетом сделанных допущений температура и давление в характерных точках индикаторной диаграммы, приведенной на Рисунке 1, будут связаны соотношениями:

(1)

Tc = Ta· εn1-1 ,     pc = pa· εn1 ,

Tz' = Tc· λ ,     pz' = pc· λ ,

Tz = Tz'· ρ ,     pz = pz' ,

Tb = Tz·  ( ρ ) n2-1 ,     pb = pz·  ( ρ ) n2 .
ε · β   ε · β

где:

ε = Va ∕ Vc  –  степень сжатия рабочего тела;
λ = pz' ∕ pc  –  степень повышения давления;
ρ = Vz ∕ Vz'  –  степень предварительного расширения;
δ = Vb ∕ Vc  –  степень полного расширения рабочего тела;
β = Vb ∕ Va = 
 = δ ∕ ε
 –  отношение степени полного расширения рабочего тела к степени его сжатия.

Степень сжатия (ε), степень полного расширения (δ) и их отношение (β) являются конструктивными параметрами, а степень повышения давления (λ) и степень предварительного расширения (ρ) зависят от характеристик и количества подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла топлива, а также характера его сгорания.

Пусть

mтц  –  масса топлива, подаваемого в рабочие камеры в течение одного рабочего цикла;
L0  –  стехиометрическое количество воздуха, необходимое для полного сгорания единицы массы топлива;
α  –  коэффициент избытка воздуха по отношению к его стехиометрическому количеству.

Поскольку при α ≥ 1 в рабочих камерах сгорает все подаваемое в них топливо, а при α < 1 – только его часть, пропорциональная стехиометрическому количеству воздуха, то количество теплоты, выделяющейся при сгорании топлива в течение одного рабочего цикла (qтц), может быть определено из соотношений:

(2)

qтц = mтц· Hu    при α ≥ 1,

qтц = α · mтц· Hu    при α < 1,

где

Hu  – низшая теплота сгорания топлива.

Если обозначить:

(3)

к(α) = 1   при α ≥ 1,

к(α) = α   при α < 1,

то соотношение (2) можно записать в виде

qтц = к(α) · mтц· Hu.

(4)

Количество теплоты, сообщаемой рабочему телу после сгорания топлива и затраченной на изменение его внутренней энергии, в соответствии со сделанными выше допущениями можно определить из соотношения

qрт = q'рт + q"рт,

(5)

где

q'рт  –  количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном объёме;
q''рт  –  количество теплоты, сообщаемой рабочему телу при постоянном давлении,

q'рт = mрт· cvcp· (Tz' – Tc),

(6)

или с учетом (1)

q'рт = mрт· cvcp· Ta· εn1-1· (λ – 1),

(7)

где

mрт  –  масса рабочего тела в рабочей камере в процессе сгорания топлива;
cvcp  –  средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном объёме в диапазоне изменения его температуры от Тс до Тz'.

Аналогично нетрудно получить

q"рт = mрт· cpcp· (Tz – Tz'),

(8)

или с учетом (1)

q"рт = mрт· cpcp· Ta· εn1-1· λ · (ρ – 1),

(9)

где

cpcp  –  средняя удельная теплоемкость рабочего тела при постоянном давлении в диапазоне изменения его температуры от Тz' до Тz.

Вследствие того, что часть выделяющейся при сгорании топлива теплоты теряется в охлаждающую среду через стенки рабочих камер, то количество теплоты, затраченное на изменение внутренней энергии рабочего тела, может быть связано с количеством теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, соотношением

qрт = (1 – кп) · qтц,

(10)

где

кп  –  коэффициент потерь теплоты в стенки рабочих камер.

Если ввести в рассмотрение коэффициент тепловыделения (кq), характеризующий долю теплоты, сообщаемую рабочему телу при постоянном объеме (0 < кq ≤ 1), тогда

(11)

q'рт = кq· (1 – кп) · qтц,

q"рт = (1 – кq) · (1 – кп) · qтц,

откуда с учетом (4), (7) и (9) несложно получить

λ = 1 +  kq· (1 – kп)  · qтц ,
mрт· cvcp· Ta· εn1-1
(12a)
ρ = 1 +  (1 – kq) · (1 – кп)  · qтц .
mрт· cvcp· Ta· εn1-1· λ
(12б)

Масса топлива, вводимого в рабочие камеры в течение каждого рабочего цикла (mтц), и масса рабочего тела в рабочих камерах в процессе сгорания топлива (mрт) для двигателей с искровым зажиганием и дизельных двигателей в связи с разными способами подачи топлива будут определяться по-разному.

В двигателях с искровым зажиганием топливо подается в рабочие камеры в составе свежего заряда, и его количество удовлетворяет соотношению

Мсз = Мвц + Мтцк,

(13)

где

Мсз  –  количество молей свежего заряда;
Мвц  –  количество молей воздуха в составе свежего заряда;
Мтцк  –  количество молей топлива в составе свежего заряда.

С учетом того, что

Мвц = α · Lo· μT· Мтцк,

(14)

где

μT  –  молярная масса топлива,

из (13) нетрудно получить

Мсз= (α · Lo· μT + 1) · Мтцк.

(15)

Количество молей свежего заряда может быть определено по формуле:

Мсз= Мсзт· ηv,

(16)

где

Мсзт  –  теоретическое количество молей свежего заряда, которое может заполнить объем рабочей камеры при давлении и температуре, равными давлению (pk) и температуре (Tk) во впускном тракте;
ηv  –  коэффициент наполнения рабочего объёма свежим зарядом (0 < ηv < 1).

Теоретическое количество молей свежего заряда определяется уравнением Клапейрона-Менделеева

pk· (Va – Vc) = Мсзт· R · Tk,

(17)

откуда получим

Мсзт =  pk  ·  ε – 1  · Va ,
R · Tk ε
(18)

где

R  –  универсальная газовая постоянная;
Va  –  объем рабочей камеры в момент окончания впуска свежего заряда;
Vc  –  объем камеры сгорания.

Из (15) с учетом (16) и (18) будем иметь

Мтцк =  pk  ·  ε – 1  · ηv· Va ,
(α · Lo· μT + 1) · R · Tk ε
(19)

а из того, что

mтцк = μT· Мтцк

(20)

получим

mтцк =  pk  ·  ε - 1  · ηv· Va ,
a1(α) · α · Lo· R · Tk ε
(21)

где

a1(α) = 1 +  1  .
α · Lo· μT
(22)

Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочих циклов в двигателях с искровым зажиганием, остается постоянным в течение всего рабочего цикла и определяется соотношением

Мртк = Мсз + Мог = Мсзт· (ηv + γ),

(23)

где

Мог  –  количество молей остаточных газов в рабочих камерах;
γ = Мог ∕ Мсзт  –  коэффициент остаточных газов.

Из (23) с учетом (18) несложно получить

Мртк =  pk  ·  ε – 1  · (ηv + γ) · Va ,
R · Tk ε
(24)
mртк = μрт· Мртк =  μрт· pk  ·  ε – 1  · (ηv + γ) · Va ,
R · Tk ε
(25)

где

μрт  –  молярная масса рабочего тела.

Молярная масса рабочего тела может быть определена из следующих соотношений:

mртк = mвц + mтц + mог = μв· Мвц + μT· Мтцк + μог· Мог

(26)

и

mртк = μрт· (Мвц+ Мтцк+ Мог),

(27)

где

mвц  –  масса воздуха в составе рабочего тела;
mог  –  масса остаточных газов в составе рабочего тела;
μв  –  молярная масса воздуха;
μог  –  молярная масса остаточных газов.

Из (26) и (27) с учётом того, что количество остаточных газов в составе рабочего тела существенно меньше количества воздуха и топлива, можно получить

μрт =  μв· Мвц+ μт· Мтц+ μог· Мог  ≈  μв· Мвц+ μт· Мтцк  ,
Мвц+ Мтцк+ Мог Мвц+ Мтцк
(28)

или с учётом (14)

μрт =  μт· (α · Lo· μв + 1)  .
α · Lo· μт + 1
(29)

В дизельных двигателях топливо подается в рабочие камеры после впуска и сжатия свежего заряда и количество его молей удовлетворяет соотношению

Мсз= Мвц= α · Lo· μT· Мтцd,

(30)

откуда с учетом (16) и (18) получим

Мтцd =  pk  ·  ε – 1  · ηv· Va ,
α · Lo· μт· R · Tk ε
(31)
mтцd =  pk  ·  ε – 1  · ηv· Va .
α · Lo· R · Tk ε
(32)

Количество молей рабочего тела, участвующего в осуществлении рабочего цикла после подачи топлива в рабочие камеры дизельных двигателей, определяется суммой

Мртd= Мсз+ Мог+ Мтцd,

(33)

где

Мсз+ Мог= Мсзт· (ηv + γ).

(34)

Из (33) с учетом (31) и (34) получим

Мтцd pk  ·  ε – 1  · (ηv + γ) ·  ( 1 +  1  ·  ηv )  · Va ,
R · Tk ε α · Lo· μт ηv + γ
(35)

откуда нетрудно определить

mртd= a2(α, ηv, γ) ·  μрт· pk  ·  ε – 1  · (ηv + γ) · Va ,
R · Tk ε
(36)

где

a2(α, ηv, γ) = 1 +  1  ·  ηv  .
α · Lo· μт ηv + γ
(37)

Молярная масса рабочего тела после введения топлива в рабочие камеры дизельных двигателей определяется также, как и для двигателей с искровым зажиганием, и будет равна

μртd μт· (α · Lo· μв + 1)  .
α · Lo· μт + 1
(38)

Если ввести обозначения

b1(α) = a1(α) – для двигателей с искровым зажиганием;

b1(α) = 1 – для дизельных двигателей;

b2(α, ηv, γ) = 1 – для двигателей с искровым зажиганием;

b2(α, ηv, γ) = a2(α, ηv, γ) – для дизельных двигателей,

то массу топлива, вводимого в рабочие камеры, и массу рабочего тела после ведения в них топлива как для двигателей с искровым зажиганием, так и для дизельных двигателей можно определять по следующим единым формулам:

mтц pk  ·  ε – 1  · ηv· Va ,
b1(α) · α · Lo· R · Tk ε
(39)
mрт= b2(α, ηv, γ) ·  μрт· pk  ·  ε – 1  · (ηv + γ) · Va ,
R · Tk ε
(40)

где

μрт μт· (α · Lo· μв + 1)  .
α · Lo· μт + 1
(41)

В соответствии с приведенной на Рисунке 1 упрощенной индикаторной диаграммой индикаторная работа цикла будет являться суммой

Li = La-c+ Lz'-z+ Lz-b,

(42)

где

La-c  –  работа, затраченная на сжатие рабочего тела при изменении объема рабочей камеры от Va до Vc;
Lz'-z  –  работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz' до Vz при постоянном давлении;
Lz-b  –  работа расширения, совершаемая рабочим телом при изменении объема рабочей камеры от Vz до Vb.

С учетом принятых выше допущений получим

La-c Vc p · dv = – Va pc·  ( Vc ) n1 · dv = –  pc· Vc  ·  ( 1 –  1 ) ,
Va Vc V n1 – 1  εn1-1
(43)
Lz'-z Vz p · dv =  Vz pz· dv = pz· (Vz – Vz') = pc· Vc· λ · (ρ – 1) ,
Vz' Vz'
(44)
(45)
Lz-b Vb p · dv =  Vb pz·  ( Vz ) n2 · dv = 
Vz Vz V
pc· Vc  · λ · ρ ·  ( 1 -  ( ρ ) n2 - 1 ) .
n2 – 1 β · ε

Подставляя (43) – (45) в (42) и учитывая, что

pc· Vc = pa· Va· εn1-1

(46)

будем иметь

Li = pa· Va· εn1-1· B,

(47)

где

В = λ · (ρ – 1) +  λ · ρ  ·  ( 1 –  ( ρ ) n2-1 )  –  1  ·  ( 1 –  1 ) .
n2 – 1 β · ε n1 – 1  εn1-1
(48)

Давление pa на момент окончания впуска свежего заряда в рабочие камеры можно определить из уравнения Клапейрона–Менделеева

pa· Va = (Мсз+ Мог) · R · Ta,

(49)

откуда с учетом (18) получим

pa =  pk· Ta  ·  ε – 1  · (ηv + γ) .
Tk ε
(50)

Среднее индикаторное давление через индикаторную работу цикла определяется по формуле

pi =  Li  =  Li  ·  ε
Vb – Vc Vc ε · β – 1
(51)

или с учетом (47) по формуле:

pi = pa·  εn1  · B ,
ε · β – 1
(52)

а индикаторный КПД цикла будет равен

ηi =  Li  =  pa· Va  · εn1-1· B .
mтц· Hu mтц· Hu
(53)

С учётом (39), (40) и (50) формулы (4) и (12) для расчёта qтц, λ и ρ могут быть преобразованы к виду

qтц k(α) · Hu· pk  ·  ε – 1  · ηv· Va ,
b1(α) · α · Lo· R · Tk ε
(54)
λ =  kq· (1 – kп) · R  · qтц + 1 ,
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cvcp· εn1-1· Va
(55)
ρ =  (1 – kq) · (1 – kп) · R  · qтц+ 1 ,
b2(α, ηv, γ) · μрт· pa· cpcp· εn1-1· Va
(56)

а формула (55) для расчёта индикаторного КПД с учётом (4) к виду

ηi = k(α) ·  pa· Va  · εn1-1· B .
qтц
(57)