Современные плуги

Все известные плуги имеют достаточно простую конструкцию. Их основными элементами являются силовая рама, рабочие органы, опорные колеса и устройства для соединения с трактором. Они могут быть также снабжены гидромеханическими или пневмо-гидравлическими системами.

В зависимости от конструкции рабочих органов их можно разделить на лемешные, дисковые и роторные плуги. Основными рабочими органами лемешных плугов являются ножи, предплужники и корпуса, которые, в свою очередь, состоят из стоек, лемехов, отвалов и полевых досок.

При работе плуга предплужники, размещенные впереди корпусов, снимают верхний слой почвы и сбрасывают его на дно борозды, образованной впереди идущим корпусом. Корпуса отрезают лемехами и отрывают полевой кромкой отвалов почвенные пласты. Отвалы поднимают, крошат и оборачивают пласты, прикрывая ими почву, сброшенную предплужниками на дно борозды. Дисковый нож, расположенный у заднего корпуса, отрезает пласт, оставляя необрушенную стенку и незасорённую борозду. При вспашке целинных и залежных земель дисковые ножи крепят перед каждым корпусом. Полевая доска задним концом опирается на дно, а боковой стороной прижимается к стенке борозды и воспринимает давление, возникающее в результате действия пласта на рабочую поверхность корпуса. Для рыхления почвы без оборота пласта применяют корпуса, которые не имеют отвала. Опорные колёса прицепного и полунавесного плуга, являющиеся опорами при их работе, предназначены, кроме того (как и опорные колёса навесного плуга), для изменения глубины пахоты, для чего их поднимают или опускают винтовыми регулировочными механизмами. Автомат (у прицепного плуга) и гидроцилиндр (у полунавесного плуга) служат для перевода плуга в транспортное положение. Навесной плуг поднимают и опускают гидросистемой трактора.

Дисковые плуги применяют в основном для вспашки новых земель после раскорчёвки леса, тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этих плугов являются сферические диски, плоскости вращения режущих кромок которых наклонены к горизонту и направлению движения агрегата. Они снабжены также чистиками, предплужниками с полевыми досками, рыхлителями и колесами с механизмами регулировки глубины пахоты и навески. Предплужники с полевыми досками и рыхлителями устанавливаются впереди сферических дисков.

Рабочие органы роторных плугов выполнены в виде роторов, которые приводятся во вращение от вала отбора мощности трактора или автономных двигателей. Роторы при этом могут быть лопастными, лопатковыми, барабанными, шнековыми и т. п. Тяговое усилие роторных плугов значительно ниже, чем у лемешных и дисковых плугов. Некоторые конструкции роторных плугов обеспечивают поступательное движение за счет своих рабочих органов /1-6/.

Основным недостатком лемешных и дисковых плугов является большое тяговое усилие, требующееся для преодоления создаваемого ими сопротивления движению в процессе вспашки, вследствие чего их необходимо агрегатировать с тракторами большой мощности. Роторные плуги создают значительно меньшее сопротивление, чем лемешные и дисковые, однако требуют больших дополнительных энергозатрат для обеспечения вращения ротора. К их существенным недостаткам можно отнести также повышенное распыление почвы и сложность конструкции /1-2/.

Нами разработан и запатентован роторно-катковый плуг на основе свободновращающегося цилиндрического ножевого барабана, что позволило существенно упростить конструкцию плуга, снизить его сопротивление движению в процессе пахоты и не требует дополнительных энергозатрат для обеспечения вращения барабана.

Список использованных источников

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/121268/Плуг.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Плуг.
  3. Сельскохозяйственная техника. Каталог, 3 изд., М., 1967.
  4. Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, М., 1968.
  5. Каталог тракторов, сельскохозяйственных, землеройных и мелиоративных машин, транспортных средств, машин и оборудования для механизации животноводческих ферм, М., 1972.
  6. Патент РФ № 2051548 по кл. A01B9/00.
  7. Патент РФ №2598038 по кл. A01B 5/00, 2016 г.